НА ФОРУМАХ
13
17
133
1

Ужас потери памяти

77f54e20830bdd3b5ee537bfcf178e49.jpg

Родители приучили меня трепетно относиться к книгам. Не так, чтобы специально проводили работу с чадом своим, но собственным образом жизни и поступками воспитали такое восприятие источника знаний и исторической памяти. Полагаю, это не самое редкое явление. В самой читающей стране в мире (такой она, во всяком случае, была в годы СССР) подобное во многих семьях культивировалось. Порча книги, уничтожение ее, в этом смысле является чем-то кощунственным и страшным.

А 30 лет тому назад, в феврале 1988 года, Советский Союз постигла настоящая беда. Культурная катастрофа даже. Произошел грандиозный пожар в Библиотеке Академии Наук в Ленинграде. По сей день не вполне понятно, как такое вопиющее ЧП могло случиться. Сначала очаг возгорания возник в газетном фонде. Пожарные относительно быстро справились с пламенем, но через незначительное время, той же роковой ночью с 14 на 15 февраля, полыхнуло в абсолютно другой части библиотеки. На этот раз огонь взялся поглощать редкие книги, в том числе, XVII века.

Пожарные делали, что могли. Но, пытаясь ликвидировать очаг, в котором сотнями исчезали уникальные издания, они попутно заливали водой другие фонды. Итоги горячей ночи зафиксированы реально жуткие. По данным академика Лихачева, безвозвратно утрачено около 400.000 книг. Газетный фонд сгорел, по одним данным на четверть, а по другим и вовсе на треть. Канули в небытие все подшивки за 1922-1953 годы.

9133ac050a54d2e16507fdcdf57e116b.jpg

Огромными оказались потери так называемого «фонда Бэра». Это старинные книги иностранного происхождения, систематизированные в свое время по методологии академика Карла Бэра. Погибли издания Аптекарского приказа, библиотека герцогов Курляндских, часть собрания Радзивиллов. Многие экземпляры существовали до того в единственном числе, на некоторых имелись автографы и пометки ученых с мировыми именами...

Словом, безжалостный огонь поглотил бесценные памятники культуры, сожрал кусок нашей исторической памяти, многие сведения, хранившиеся в книгах, нам уже никогда не восстановить. Но и вода из пожарных брандспойтов не пощадила, вдумайтесь только, 3.500.000 томов! Понятно, их попытались спасти, высушить, защитить от плесени. На помощь бросились простые ленинградцы, книги им выдавали под честное слово, чтобы те сушили их дома. Ни один том, принятый волонтерами, не пропал.

Часть подмоченных фондов отправили в морозильники ленинградских хладокомбинатов, чтобы остановить триумфальное шествие плесневого грибка по страницам. Другую часть законсервировали в специальный картон, чтобы вернуться к реставрации в лучшие времена. К сожалению, многие книги так в картоне и лежат. Реставрация – процесс кропотливый и дорогостоящий.  

013a8d4c1f07dae001df0a1c81136aa3.jpg
Трагедия, конечно. Невосполнимая утрата. А как представишь, какие художественные произведения и научные труды погибли во время пожара в Александрийской библиотеке, вовсе не по себе делается.

Скверный характер и женский вопрос Робинзона Крузо

Приятные кошачьи буквицы

Юбилей любимого дяди СССР и России

Здоровый свет