НА ФОРУМАХ
83
1
154
1
177
1

Прибор великого обманщика

9d05d6f79d7c1c5fee7bfc2b4758550a.jpg

Праксиноскоп – слово какое-то несимпатичное. Похожее на медицинский прибор, что ли. А на самом-то деле – это дедушка одной из самых милых выдумок человечества – мультиков. Предтеча, так сказать, всех на свете микки маусов, волков и зайцев и котят по имени Гав.

76b186255c13e15548234078a757b78e.jpg

30 августа этому приспособлению для демонстрации световых пантомим исполняется 140 лет. Летом 1877 года французский гуманист и просветитель, изобретатель и художник Шарль-Эмиль Рено застолбил за собой первенство в создании праксиноскопа.

Конечно, и сам прибор был несовершенен, и рисованные шоу первого поколения, показанные при его помощи публике, смотрелись по нынешним меркам примитивными. Но давайте не забывать, что и зрители в конце позапрошлого столетия не отличались привередливостью.

9a95d832a7c4b2c85657ecc7e0065fb1.jpg

Они искренне восхищались великому обману движущихся картинок. Хотя бы и потому даже, что им элементарно не было с чем сравнить это явление. То, что показывал им мсье Рено потрясало и завораживало новизной.

И это, вообразите, при том, что разработанные лично изобретателем сюжеты были коротенькими и повторялись циклически. Фигурки – незатейливые животные, клоуны, птицы – совершали простые перемещения, прыжки или нечто в таком же духе. А публика млела от восторга!

5db9efe858d3c72042f4dfc8a37d922d.jpg

Надо сказать, что Эмиль Рено был настоящим энтузиастом своего дела. Он, как уж мог, старался совершенствовать изобретение. Накладывал под своих персонажей соответствующие фоны, подбирал музыку и даже сам сочинял уместные мелодии. Его старания не остались незамеченными, изобретатель и мастер иллюзий довольно скоро прославился.

А демонстрация праксиноскопа в парижском музее восковых фигур в 1892 году вызвал натуральный фурор и в научном сообществе даже. Пытливые умы сумели распознать в движущихся картинках не просто забаву, но важный исследовательский опыт в сфере оптических эффектов.

Впрочем, громкий успех Рено был кратковременным. Если уж смотреть правде в глаза, изобретение он сделал важное, но в одном из тупиков прогресса. С появившимся в конце XIX века кинематографом праксиноскопу тягаться не приходилось. Самый простой фильм был длиннее сюжета из коллекции Рено, движения там были совершенней, замысловатей, возможности – несравненно шире.    

9a97568058bda04b145491e52d478e3d.jpg

Но ничего, Эмиль Рено оставил о себе память и в науке, и в технике, и в искусстве, как пионер доброго оптического обмана. Честь ему за это и хвала, а еще спасибо от всех ценителей мультфильмов.

18897d4d198780fc8427a631486d57bc.jpg

Здоровый свет