НА ФОРУМАХ
40
132
1
290
2

Петр Первый во Франции: триста лет назад

Визит российского царя Петра Первого во Францию, состоявшийся в апреле-июне 1717 года, стал важным этапом в истории русско-французских отношений. Именно тогда в Париже Петр I встречался с семилетним королем Людовиком XV и регентом Франции герцогом Орлеанским Филиппом II.
Этот визит имел столь огромные последствия, что об этом в тот момент никто не мог даже предполагать. Именно после этого визита в Россию  хлынули мастера и ученые, художники и архитекторы из Франции и началось «великое шествие» французского языка, который дворяне почитали не меньше русского. Царь приобрел множество приборов, книг, произведений искусства, большая часть которых до сих пор хранится в коллекции Государственного Эрмитажа. Царь посетил Академию наук, Академию надписей, побывал на Королевской шпалерной мануфактуре Гобеленов, Монетном дворе.

950810b52869bcb369ce4385368d7456.jpeg
Михаил Кожуховский, начальник сектора по работе с волонтерами Государственного Эрмитажа в костюме и парике начала 18 века на "Интермузее-2017"

5cc982a3101e9700d8ad895bf082b338.jpeg
Марианна Гушелик, Генеральный директор галереи "InGallery" Союза Женских Сил с Михаилом Кожуховским
на фестивале "Интермузей-2017"

7f4a431ec0157203a7c38a89494a2fe6.jpeg
Коронационная карета 18 века, в которой короновались Елизавета и Екатерина II
Рассказывает Михаил Кожуховский: начальник сектора по работе с волонтерами Государственного Эрмитажа:
Весьма символично, что наш офис как раз находится в подвалах Эрмитажа – здания, построенного в 1717 году. Готовясь к этой большой дате, мы начали искать интересную информацию. Да, Петр Первый много ездил по Европе, но общаясь с нашими методистами, погружаясь в ту эпоху, мы поняли, что  действительно самым значительным путешествием Петра был визит во Францию.
Посудите сами: самый шикарный и значительный прием Петр получил именно во Франции. И именно этот блестяще организованный прием повлиял  на всю историю России. В отношении Франции очень многое вызывало у царя сомнение, особенно шик и блеск двора, но он хотел все посмотреть сам.
Надо сказать, что Петр приехал во Францию в очень удачное время. В это время после смерти Людовика XIV в стране наступила настоящая культурная революция – Галантный век. Хотя страна тогда была в страшных долгах, экономика разрушена, недовольное дворянство роптало. Оно устало жить в Версале с полной субординацией, ходить в одинаковых одеждах, не иметь никакой свободы. Ведь тогда во Франции были запрещены комедии (чтобы не смеялись попусту).
И вот после смерти Людовика XIV стиль жизни меняется. Регент разрешает все: меняйте и меняйтесь сами! Появляется новая мода в одежде, искусстве, вновь приглашаются комедианты из Италии, в Пале Рояле собираются декораторы, художники…
Рассказывает Михаил Кожуховский:
А они экспериментируют, вдохновляются восточными элементами, и, благодаря свободе, возникает жажда к удовольствиям, именно к личным удовольствиям. До этого за фасадом церемониала совсем не видно было души, человека, его желаний. А тут появляется, например, необычная красивая посуда, и, как следствие,  влияние восточных китайских элементов во всем. Французы начали пить кофе из фарфоровых чашечек. Длинные парики резко укоротились, стали светлее. Возникла потребность в косметике, масках, рисовой пудре.  
Появляются комедии со счастливым концом – где найти любовь, как себя проявить. Хотелось искренности, души. Это очень талантливая эпоха, свобода радости, своего рода подростковый период Европы.
И именно в это время, когда во Франции буквально взрывается вся общественность, вдохновленная свободой, и прибывает Петр. Его хотели поразить. И, надо признаться, французам это удалось.  Петру все показали, ему дали возможность взять с собой в Россию то, что ему понравилось, ему без конца дарили подарки. Но самое главное – Петр привез в Россию мастеров, ведь многие профи уехали к нам создавать мануфактуры – стеклянные, шпалерные, чулочные и т.д.
Очень тонко, например, был устроен прием на гобеленовой мануфактуре. Это было 12 мая. Французы повесили шпалеры в два слоя. Идешь в одну сторону – одни шпалеры, а на выходе – другие. Петр был в восторге и получил  в подарок самую шикарную серию гобеленов, причем все ему дарится от имени короля.
Рассказывает Михаил Кожуховский:
Интересно, как французы предугадали психологию Петра. Регент решил, что царь, скорее всего, захочет жить отдельно. И ему построили отдельный особняк с садом, комфортный и очень удобный, недалеко от Бастилии. И действительно так и получилось: Петр не захотел жить в Лувре, пожелал поселиться отдельно, а на территории своей резиденции даже выстроил баню.
В Париже я всех извел, когда искал в музее истории костюма наряды того времени. Мы делаем мастер-классы на тему «Мода и сны 1717 года». Ведь тогда происходила такая революция во всем, так быстро все менялось, и именно тогда появились потрясающие интересные фантазийные ткани, которые есть в коллекции Эрмитажа. Есть у нас компьютерная игра  по созданию шпалер.
Кстати, Петру устроили день рождения в Марли. Потом в память об этом необыкновенном празднике с фейерверками. Потом  Петр создал такой же парк в Петергофе в память о французском Марли. После визита во Францию начинаются поставки вина, гобеленов, каждый год царю присылали куклы, и Елизавета росла под влиянием Франции. Правда, многое погибло в советское время. Куклы, например, не сохранились.
На Интермузей мы привезли копию коронационной кареты. Оригинал хранится в Эрмитаже. В ней короновалась и Елизавета, и самая великая женщина России – Екатерина Вторая.  
   
Послесловие:
30 мая 2017 года в Национальном музее Замка Версаль во Франции открылась выставка «Петр Великий. Царь во Франции. 1717», посвященная 300-летнему юбилею визита Петра I во Францию, состоявшегося в апреле ‒ июне 1717 года.

С Михаилом Кожуховским беседовала Галина Мумрикова



Здоровый свет