НА ФОРУМАХ
82
1
151
1
172
1

Крымский мост и англичане

e5f5a80d632d2a08fe1b75af8d3bf1aa.jpg

Конец XIX век - это было время масштабных и дерзких планов. Во многих странах! Но тон частенько задавала Британия.

Например, там возник и даже стал обрастать конкретными разработками, расчетами и финансовыми выкладками план прямого железнодорожное сообщение между Лондоном и Дели. Согласитесь, перспектива головокружительная!

К 1901 году началась детальная проработка проекта. Полотно, как задумывали организаторы, должно было тянуться по 45-й параллели. От Лондона, через Париж, Лион, Северную Италию, югославские земли, Бухарест, Одессу, Николаев, Перекоп, Джанкой, Керчь, Таманский полуостров, Кавказ, Иран, а там уж и до Дели рукой подать. Кстати, кроме всего остального, это означало бы, что из Джанкоя, например, без пересадок можно было бы домчать до Индии. Или до Лондона.

8e9e16ebbc9079ee0f6f29f8f35a37b7.jpg

Между прочим, у англичан уже был опыт воплощения в жизнь проектов, пусть не таких циклопических, но тоже больших. Скажем, одним из итогов Крымской войны стало вытребованное британцами право проложить через территорию Российской империи участок телеграфа Лондон – Калькутта. Он проходил через Варшаву, Одессу, Симферополь, Керчь, Краснодар, Сочи, Сухуми, Тбилиси, Ереван. А всего телеграфная линия тянулась на 11 тысяч километров.

В маршруте железнодорожной магистрали Лондон – Дели было две критические точки. Это Ла-Манш и Керченский пролив. Через них британцы намеревались построить мосты.

Но задумка оказалась слишком амбициозной и дорогостоящей. Причем, самым проблемным виделся, как раз мост через Ла-Манш. Керченский вариант англичане считали менее сложным.

728410f8a2c3184c37398bbf6a4823f2.jpg

Надо заметить, что в России идея англо-индийской магистрали особого восторга у руководства не вызвала. Не без оснований, в Санкт-Петербурге считали, что такое стратегическое полотно первым дело на руку Лондону. Впрочем, деньги на строительство британцами найдены не были, проект заглох.

Но сама по себе идея Крымского моста, связывающего полуостров с Кубанью, заиграла новыми красками. Во всяком случае, в 1903 году Николаю II представили  план такой конструкции. Впрочем, до конкретики и тут дело не дошло. Время тогда, видимо, еще не настало.

877956af9c1947dd39b9b66a2379f642.jpg

Здоровый свет