Так вот, Павел Шпейер, блистательный светский лев, как-то подошел во время одного из раутов к московскому генерал-губернатору Владимиру Долгорукову и попросил, мол, может ли он своему другу, приезжему английскому лорду, показать на досуге этот чудесный дворец? Князь милостиво разрешил. Ему польстило даже, что его резиденцией потрясают воображение заезжих иностранцев.
Днем позже, когда Долгорукова не было в особняке, туда заявился Шпейер и некий англичанин, чопорный и небедный. Дежурный офицер, как и велено было, сопровождал по всем покоям и показывал все, от кабинета «хозяина Москвы» до последней коновязи. О чем посетители говорили, он не ведал, потому как, беседа шла на английском, которого сопровождающий не знал. Осмотрели все, раскланялись.
А через некоторое время во двор въехал караван груженых телег. Англичанин, который недавно посещал резиденцию, уверенно стал командовать, что и куда нести. Обалдевшая от такой бесцеремонности обслуга заинтересовалась, откуда-де такая прыть?
Лорд сообщил, что это особняк куплен им у Павла Шпейера, показал нотариально заверенную бумагу. Где, кроме всего прочего, говорилось, что уплачено за дом 100 тысяч рублей. Сумма гигантская!
Дерзость аферы, удуманной Шпейером, потрясала. Полиция стала буквально носом рыть землю, чтобы найти злоумышленника и, как оказалось, преступную организацию, в которой тот был не последним деятелем.
Так возникло дело «Червонных валетов» - шайки аферистов, «бомбивших» фраеров ушастых в Москве, Питере, Твери и прочих российских городах. В 1877 году, 140 дет тому назад, под суд пошло почти половина сотни ловких деляг, из которых добрых три десятка были дворяне, представители высшего общества.
Все бы хорошо, но Павла Шпейера не взяли. Исчез бесследно! Возможно, уехал за кордон с небывалым кушем. А может и свои завалили, кто знает?
В этой истории несколько моментов достойны особых слов. Скажем, чтобы оформить купчую, Шпейер на один день открыл подставную нотариальную контору на Ямской. Как только афера была обстряпана, след нотариусов просты.
Поскольку ситуация не самым лестным образом касалась московского генерал-губернатора, расследование велось тайно, безо всякой огласки. Один их журналистов, по случаю проведавший о самой необычной выходке «Червонных валетов», был связан словом. Много позже, на рыбалке, он проговорился знаменитому Владимиру Гиляровскому, а уж тот донес историю до нас с вами.
Да! Как рассчитались с английским лордом, об этом никто ничего не знает.
Некоторые историки современности сомневаются в подлинности событий вокруг резиденции московского генерал-губернатора, и даже ставят под сомнения слова Гиляровского. Не знаю, не знаю… Если это даже и не правда, то очень лихо закрученный сюжет. Не так ли? И, к тому же, очень московский. С поправкой на время, понятно, на прекраснодушный XIX век.