НА ФОРУМАХ
88
3
86
2
81
2

Клара у Карла не крала кораллы

77fbe5dc8523e11974f4f91d31046955.jpg

Это жемчужины его учения могла позаимствовать, да и то, исключительно для того, чтобы интерпретировать, приспособить к конкретной ситуации или вопросу большого общественного звучания и щедро отдать все людям. А кораллы зачем же? Кроме того, не взирая на стойкую приверженность социалистической идее, жизнь этой незаурядной женщины протекала так, что она могла позволить себе довольно многое. Наверное, и кораллы тоже.

Речь идет о Кларе Цеткин, яркой представительницы революционных эмансипированных барышень грани XIX – XX веков, 160-летие со дня рождения которой станет отмечаться уже 5 июля, сейчас к торжествам можно смело начинать готовиться. А Карл – это, понятно, Маркс. Не удержался, чтобы не использовать созвучие имен знатных социалистов былого для заголовка с логопедическим оттенком. Тем паче, все верно, Клара Цеткин была марксисткой. И феминисткой. И интернационалисткой.

Вообще, даже немножко диву даешься, как прогрессивные дамы обозначенной эпохи были подвижны, скоры на всевозможные достижения и модерирование массами. Но при этом жили и насыщенной, чтобы не сказать бурной, личной жизнью. Темпераменты были до чрезвычайности.

89552f7c181d0a565739c396b891562c.jpg

Поскольку же проповедуемые ими принципы были насыщенны свободой в самых раз нее формах, то и в приватной жизни революционерки часто решались на такие поступки, которые фраппировали общественность. Причем, им, эмансипированным женщинам нового типа, было решительно плевать на мнение заскорузлых обывателей. Сдается, временами они и нарочно даже провоцировали публику…

Таких фактов вдоволь можно найти в биографии Александры Коллонтай, Розы Люксембург и, разумеется, героини нашего сегодняшнего повествования.

Схоронив своего первого мужа и пройдя через череду остросюжетных приключений политического и не только толка, Клара Цеткин по уши влюбилась в студента-художника Георга Цунделя. Ей было 40 лет, а ему на 18 меньше. И сейчас-то на такую разницу в возрасте внимание обращают, но, как бы, вскользь. Жена свежего президента Франции Макрона еще старше, а, знаете ли, ничего страшного. Вот в конце позапрошлого века это было очень даже о-ля-ля.

01efce4e504ebab6ef4bb1a327523517.jpg

Клада и Георг резонно рассудили, что это их личное дело и поженились. А когда молодой во всех отношения муж стал еще и хорошо зарабатывать на заказах, супруги обзавелись приличным домом под Штутгартом (где, среди прочих, и Ленин гостил в свое время) и автомобилем, даже самые большие скептики смирились. Август Бебель, соратник Клары Цеткин, уж на что был брюзга и ворчун, и то успокоился. Не одобрил подобный брак, но смирился.

Замечательно, что разрешая себе беспредельную свободу чувств, Клара болезненно переживала, когда аналогично себя вели близкие ей люди. Абсолютно ей почему-то не понравилось, когда ее 22-летний сын от первого брака Константин закрутил страстный роман с 36-летней подругой матери Розой Люксембург… Это дело такое, своя свобода всегда ближе к телу.

С художником, очень может быть, Цеткин так бы и прожила до самой смерти, но вдруг у них случились серьезные разногласия. Припали они на начало Первой мировой войны в 1914 году. Жена была против нее, а муж, наоборот, даже в добровольцы засобирался. И все, семейная лодка не выдержала испытаний экстремальной политикой.

e4acb7beda3172e42442dd5f17662d44.jpg

Причем, снова же о свободе. Клара Цеткин Цунделю развода до 1928 года не давала. Пламенной феминистке к тому моменту уже было за 70. Когда развод все же состоялся, Цундель стремительно женился на свой давней возлюбленной Пауле, дочке предпринимателя Боша, либерала и изобретателя системы зажигания для двигателей внутреннего сгорания. Свечи «Бош» сегодня известны любому автомобилисту. Новая избранница художника была намного его младше.

Ирония судьбы: в свое время Бош спонсировал женскую газету «Равенство», которую редактировала Клара Цеткин. Бывает же такое.

Экс-супруга Клара не простила и даже вывела его в статейке «Искусство и пролетариат». Иносказательно вывела, но все узнали: «Слабые и хилые, они вначале устремляются к звёздам, но затем склоняются перед законами капиталистического общества и идут к нему в услужение». Типа, она была звезда, а Цундель, паршивец такой, поддался на скромное обаяние буржуазии. А что? Такая трактовка тоже имеет право на жизнь.

513903559bb5d3fbcf6f7027df59295d.jpg
«Здравствуйте, ребята! Слушайте «Пионерскую зорьку»!

Тулуз-Лотрек. Великий карлик, певец Монмартра

Александра Коллонтай: трудная дипломатия половых отношений

Здоровый свет