НА ФОРУМАХ
36
173
2
305
2

Календарь

1.По приказу Екатерины II заложен Воспитательный дом «приема и призрения подкидышей и бесприютных детей». Екатерина II, укрепляя свою личную власть, ища популярности, осуществляла активную реформаторскую деятельность. Следуя советам философов — французских энциклопедистов, она играла роль «просвещенного монарха», переустраивающего жизнь на «разумных» основаниях. Одним из направлений реформирования стала социальная политика. Среди просветительных мер, в которых императрица хотела быть на уровне века, — создание воспитательных домов, женских институтов, благотворительных учреждений. Одно из них — Воспитательный дом «приема и призрения подкидышей и бесприютных детей», который был заложен по приказу Екатерины II на Москворецкой набережной – крупнейшее общественное заведение Москвы 18 века и ценный архитектурный памятник. На протяжении полутора веков сироты Воспитательного дома получали начальное школьное образование. Девочки приобретали профессии акушерок и гувернанток.....Мальчиков обучали техническим ремеслам. Устроенные с этой целью классы в 1830 году выделились в Ремесленное учебное заведение (РУЗ), от которого ведет начало кузница отечественных инженерных кадров — знаменитая «Бауманка», Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н.Э. Баумана. Строительство Воспитательного дома началось в 1764 году на берегу Москвы-реки, на обширном Васильевском лугу. При строительстве использовался камень разбираемых стен Белого города. В разное время постройкой последовательно руководили архитекторы: Карл Бланк, Яков Ананьин, Иван Ситников, Юрий Фельтен. Завершил строительство в 1801 году Иван (Джованни) Жилярди. В доме находилась церковь святой Екатерины с приделом Рождества Христова, главы которой уничтожены в 1920-х годах. После 1917 года здание назвали «Дворцом труда», в нем разместились профсоюзные организации (ВЦСПС), а также редакции некоторых газет («Гудок» и других).


2.Войска Первого Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза Г.Жукова, при содействии войск 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза И.Конева, после упорных уличных боев завершили разгром Берлинской группы немецких войск и 2 мая 1945 года полностью овладели столицей Германии Берлином. Берлинский гарнизон, оборонявший город, во главе с начальником обороны Берлина генералом от артиллерии Вейдлингом и его штабом, в 15 часов прекратил сопротивление, сложил оружие и сдался в плен. 2 мая к 21 часу советскими войсками было взято в плен в Берлине более 70 000 немецких солдат и офицеров. В числе пленных: генералы для особых поручений при начальнике обороны Берлина генерал-лейтенант Курт Веташ и генерал-лейтенант Вальтер Шмидт-Данкварт, представитель ставки вице-адмирал Фосс, начальник штаба обороны Берлина полковник Ганс Рехиор, начальник штаба 56-го немецкого танкового корпуса полковник Теодор фон ДифвингТакже были взяты в плен первый заместитель Геббельса по пропаганде и печати доктор философии и истории Фриче, руководитель печати доктор философии и истории Клик, правительственный советник доктор философии и истории Хайнрихсдорф. Именно Фриче при допросе показал, что Гитлер, Геббельс и вновь назначенный начальник Генерального штаба генерал пехоты Кребс покончили жизнь самоубийством.
3.Трагедия, произошедшая на одной из главных площадей города Одессы – Куликовом Поле – 2 мая 2014 года, стала страшным эпизодом политического кризиса на Украине, начавшегося в конце 2013 года. Противостояние между противниками и сторонниками Евромайдана закончилось гибелью десятков людей. Напомним, что сторонники Евромайдана выступали за смену власти в стране (что и произошло в феврале 2014 года) и установление Украины на путь евроинтеграции, а противники – за восстановление порядка в стране и против экстремизма праворадикальных группировок. Однако, смена власти, активизация протестного движения на юго-востоке Украины и, в частности, отделение Крыма и присоединение его к России привели к обострению противостояния. В Одессе, как раз на Куликовом Поле, сторонники антимайдана разбили палаточный лагерь, который местные власти грозились «зачистить» не раз. А активисты-одесситы, занявшие площадь, угрожали не допустить маршей «фашистов-бандеровцев» и постоянно выражали протест против политики новой киевской власти. Слухи о готовящемся столкновении сторон стали появляться ещё за две недели до событий. Известно, что 2 мая в Одессе должен был состояться матч между двумя футбольными командами местным «Черноморцем» и харьковским «Металлистом». Планировалось, что фаны команд пройдут маршем «За единство Украины», а потом уйдут на стадион. Однако сразу было понятно, что стороны готовились к стычкам, и призывы дать отпор звучали на официальных страницах противоборствующих сторон в соцсетях. Многие считают, что в городе была проведена спланированная акция подавления протестующих на Куликовом Поле силами радикалов «Правого сектора» и футбольных фанатов, так называемых ультрас. 2 же мая напряжённость достигла пика, вылившись в масштабные столкновения на улицах города. Так, еще утром из Харькова прибыл поезд с «болельщиками», а примерно к 14 часам начался сбор активистов Евромайдана. Здесь также присутствовали члены «Самообороны Майдана», вооружённые битами и металлическими цепями и экипированные касками и щитами, при этом многие скрывали свои лица под масками, а также боевики праворадикальных организаций из других городов Украины. Для противостояния данному маршу выдвинулась колонна активистов Антимайдана (их по данным милиции было меньше, чем сторонников Евромайдана), на руках которых были повязаны Георгиевские ленточки. Однако после завязавшейся потасовки, сторонники единой Украины стали оттеснять своих противников, применяя к тому же огнестрельное и пневматическое оружие, тяжелые предметы и «коктейли Молотова». Уже тогда появились первые жертвы. Кстати, в момент стычки на Куликовом Поле оказались не только сторонники и противники Евромайдана, но и самые обычные жители города, дети и просто случайные прохожие. Большая часть сторонников Евромайдана двинулись на Куликово Поле, где они разгромили и сожгли расположенный возле Дома Профсоюзов антимайдановский палаточный лагерь. Те, кто находился в лагере, попытались укрыться в Доме профсоюзов, это примерно 400 человек, но это не остановило радикалов. По сообщениям очевидцев, в Доме Профсоюзов не было ни иностранцев, ни вооружённых огнестрельным оружием людей, последнее подтвердилось впоследствии следователями. Евромайдановцы забрасывали здание «коктейлями Молотова», вели по окнам стрельбу и подожгли центральные двери здания, откуда огонь стал распространяться вверх по этажам, чему способствовало и слишком позднее прибытие пожарных расчётов. Тех же, кому удавалось вырваться из горящего здания, экстремисты потом жестоко избивали. Боясь попасть в руки к радикалам, люди не покидали Дом профсоюзов, в результате десятки человек сгорели заживо или задохнулись. Некоторые разбились, прыгая из окон. К тому же, нападавшие не пропускали пожарные машины, которые с опозданием, но приехали к зданию, и препятствовали пожарным в их работе. В то же время неравнодушные жители пытались спасти от огня находящихся в Доме профсоюзов с помощью верёвок и импровизированных строительных лесов. Но их радикалы также избивали, воспринимали как сторонников антимайдана. Все, что происходило у Дома профсоюзов в конце дня 2 мая, невозможно описать. Ничего подобного в Одессе не происходило со времен Великой Отечественной войны, когда его оккупировали фашисты. Люди массово переступили за грань человеческого. Правоохранительные органы не реагировали на призывы о помощи других горожан и оставались в стороне от трагических событий. В результате 2 мая в Одессе погибли 48 человек, большинство из них – в результате пожара в Доме профсоюзов – погибли в огне или задохнулись от дыма, и свыше 200 получили ранения. Одесское областное бюро судебно-медицинской экспертизы сообщило, что причинами гибели 48 человек стали телесные повреждения в результате падения с высоты, ранения, ожоги и отравление газом. По мнению ряда экспертов, большое количество людей погибло из-за отравления не угарным газом, а неизвестными отравляющими веществами. В связи с гибелью людей одесские власти объявили трёхдневный траур, а 2 мая – ежегодным днём траура в Одессе. Верховный суд России признал организацию «Правый сектор» экстремистской и запретил ее деятельность на территории страны. Однако события, произошедшие 2 мая, и сегодня вызывают массу вопросов. Ведь до сих пор следствие не закончено, виновные не наказаны, на самые главные вопросы – как это могло произойти и почему одни мирные граждане так жестоко лишили жизни других – никто так и не дал ответа…

  В этот знаменательный день .. родились -

1.Императрица Екатерина II Екатерина II Великая, урожденная София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, появилась на свет (21 апреля) 2 мая 1729 года в небольшом городке Штеттине в Восточной Пруссии в обедневшей княжеской семье. С детства она отличалась любознательностью, способностями к учению, настойчивостью. В 1744 году она приехала в Россию, чтобы стать женой будущего императора Петра III. В 1762 году Екатерина, совершив «бескровный переворот», заняла российский престол. Екатерина II единственная из российских императриц удостоилась титула Великой. Время ее правления называют «Золотым веком» России, а ее политика получила название «Просвещенного абсолютизма». Екатерина II провела ряд реформ: реорганизовала Сенат, объявила секуляризацию церковных земель, упразднила гетманство на Украине. Она учредила и возглавила Уложенную комиссию 1767-1769 годов по систематизации законов. Императрица издала Учреждение для управления губернией в 1775 году, Жалованную грамоту дворянству и Жалованную грамоту городам в 1785 году. Внешняя политика России при Екатерине II была успешной: по результатам русско-турецких войн 1768-1774, 1787-1791 годов Россия смогла закрепиться на Черном море, были присоединены к России Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье, Восточная Грузия. К периоду правления Екатерины II относятся три раздела Речи Посполитой (1772, 1793, 1795). Екатерина вела переписку с Вольтером и другими участниками французского Просвещения. Она сама написала множество художественных, публицистических и научно-популярных произведений. Скончалась Екатерина Великая (6) 17 ноября 1796 года в Петербурге.

2.Кола Бельды Кола Бельды (Николай Иванович Бельды), Заслуженный артист РФ и Республики Саха, родился 2 мая 1929 года в поселке Муха Хабаровского края. По национальности он был нанайцем. Николай рано потерял родителей, голодал. Жил и учился в школе-интернате. Когда началась Великая Отечественная война, он отправился, приписав себе два лишних года, на фронт. Был матросом Тихоокеанского флота, участвовал в боевой компании за освобождение Кореи. После окончания войны Бельды поступил в музыкальное училище и экстерном его окончил, продолжая службу мотористом-дизелистом на тральщике Тихоокеанского флота. Потом были Саратовская консерватория, учебу в которой он совмещал с работой на станкостроительном заводе. После окончания консерватории он работал в ансамбле песни и пляски Воронежского военного округа, Калининской и Хабаровской филармониях, а с 1959 года – в Москонцерте, где Кола Бельды был вокалистом до 1990-го года. В 1957 году он становится лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, а в 1960 году – Всероссийского конкурса артистов эстрады. Почти 40 лет Кола Бельды посвятил гастролям по стране и за рубежом, побывав в 47 странах, и везде его выступления сопровождал успех. Пик его популярности пришелся на 1972-1973 годы: в 1972 году он прошел в финал фестиваля «Песня года», а в 1973 году ему вручают премию в конкурсе Международного фестиваля польской песни в Сопоте. Непревзойденную известность и популярность приобрела его песня «Увезу тебя я в тундру». В общей сложности Кола Бельды выпустил семь виниловых дисков, а звонкий, приятный тембр его голоса (среднее между тенором и баритоном) не спутаешь ни с кем. Тема его творчества – жизнь малых народов Севера и его природа. В 1990 году Кола уехал из Москвы в Хабаровск, там сыграл свадьбу, и в 1991 году у него появилась дочка – Елена. Кола Бельды ушел из жизни 21 декабря 1993 года - с ним случился инфаркт.

3.Джером Клапка Джером Джером Клапка Джером (Джером К. Джером) родился 2 мая 1859 года в Уолсолле (графство Стаффордшир, Великобритания). Отцу не везло в делах, и мальчик с 14 лет пробивался в жизни самостоятельно. Кем ему только не пришлось побывать, прежде чем стать писателем и редактором! Он был конторским служащим, учителем, подручным стряпчего, артистом, редактором юмористических журналов. Лишь потом он стал постоянным сотрудником сатирического журнала «Панч», а также редактировал в 1892—1897 годах журналы «Лентяй» и «Сегодня». Первые произведения Джерома связаны с театром. Самое популярное произведение Джерома – комическая повесть «Трое в лодке, не считая собаки» (1889). Продолжение этого произведения – повесть «Трое на велосипеде» (1900). В них в полной мере проявлен самобытный юмор писателя – добродушный, нередко с примесью сентиментальности и морализации. Обычная его тема – мелкие невзгоды незадачливых обывателей. В 1899 году Джером посетил Россию; свои впечатления описал в статье «Русские, какими я их знаю» (издана на русском языке под названием «Люди будущего», 1906). Среди особенных удач автора следует отметить «Наброски для романа» (1893), «Они и я» (1909) и некоторые другие. Эти произведения отмечены более тонким описанием героев и событий и свободны от присущего автору грубого шаржа. Джером писал не только романы и повести, он – автор многих эссе и новелл, юмористических рассказов и пьес, среди которых наиболее популярна «Жилец с четвёртого этажа» (1907). Он неплохо знал быт мелких буржуа и городских служащих, и его любимый образ – разоренный мелкий буржуа, надеющийся вернуть утраченное, разбогатеть, уверенный, что он будет рано или поздно вознагражден за свои добродетели и страдания. Книги Джерома переведены на многие языки мира, в том числе неоднократно они выходили и на русском языке. В годы Первой мировой войны Джером попытался уйти добровольцем на фронт, но в силу возраста в Британской армии ему отказали. Страстно желая служить хоть в каком-нибудь качестве, Джером устроился водителем скорой помощи во французскую армию. В 1926 году писатель издает свои мемуары «Моя жизнь и эпоха». Вскоре он был награжден званием «Почётный житель города Уолсолл». Последние годы своей жизни большую часть времени Джером провел в своем загородном доме в Эвилме, недалеко от Уоллингфорда. В июне 1927 года у Джерома случился инсульт, его положили в больницу Northampton General Hospital, где 14 июня 1927 года он скончался. Джером К. Джером похоронен в Церкви Св. Марии в Эвилме, Оксфордшир. В городе Уолсолл открыт дом-музей Джерома, экспозиция которого посвящена жизни и творчеству писателя.

4.Леонид Каневский (Фото: kino-teatr.ru) Леонид Семёнович Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Его родители не имели отношения к искусству, хотя мать в молодости училась в консерватории. Отец же был профессиональным фруктовщиком-технологом и всю жизнь мечтал, чтобы его сын продолжил семейное дело. Но Леонид уже с детства мечтал стать артистом. Едва получив школьное образование, молодой человек отправился в Москву и поступил в Щукинское театральное училище. Вместе с Каневским курсы посещали Андрей Миронов, Василий Ливанов... Закончив училище в 1960 году, Каневский поступил в труппу театра имени Ленинского комсомола, а уже спустя семь лет он появился в театре на Малой Бронной. В кино Леонид Каневский дебютировал в 1965 году, снявшись в сказке «Город мастеров». А спустя три года на экраны вышла кинокомедия «Бриллиантовая рука». Каневскому досталась небольшая роль контрабандиста. Всесоюзную славу артисту принесла роль майора Томина в известном телесериале «Следствие ведут знатоки». Первые четыре кинофильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям славу. На протяжении двух десятилетий зрители с неослабевающим интересом наблюдали за приключениями знатоков. Хотя снимался актёр и в других картинах. Всего он сыграл роли в более чем семидесяти фильмах и много ролей в театральных спектаклях. В 1991 году Леонид Каневский эмигрировал в Израиль, где совместно с режиссером Евгением Арье создал в Тель-Авиве драматический театр «Гешер» (в переводе с иврита — «Мост»); основу труппы составляют актёры, игравшие на сценах московских и ленинградских театров. В 2001 году исполнилась давняя мечта актёра — на «Мосфильме» вновь начались съемки сериала «Следствие ведут знатоки». Премьера нового сериала состоялась зимой 2002 года. А вскоре после его выхода на экраны заместитель министра внутренних дел РФ Владимир Васильев наградил Леонида Каневского и Георгия Мартынюка знаком «За содействие МВД России». Также он является Заслуженным артистом РСФСР и кавалером ордена Дружбы. Леонид Каневский женат на Анне Березиной, дочери знаменитого клоуна Штепселя — выдающегося актера Ефима Березина. В настоящее время Леонид Семёнович Каневский продолжает свою карьеру артиста - он снимается в кино и играет в театре «Гешер», а еще известен как ведущий документального сериала «Следствие вели…» на «НТВ».

5.Валерий Абисалович Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве. Вскоре его семья переехала в Орджоникидзе (ныне Владикавказ) Северной Осетии. Там Валерий учился в музыкальной школе, а затем продолжил обучение в училище искусств (ныне носящем его имя) по классу фортепиано и дирижирования. После окончания училища в 1972 году Гергиев уехал в Ленинград и поступил в Государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова на факультет симфонического дирижирования, в класс профессора И.Мусина. Еще будучи студентом, он победил на престижном конкурсе дирижеров имени Герберта фон Караяна в Берлине и был приглашен в Академический государственный театр оперы и балета имени С.М. Кирова, в качестве ассистента главного дирижера. Первые сезоны в театре стали для Валерия важным этапом в освоении дирижерского ремесла. В 1978 году он стал дирижером этого театра, его дебют — спектакль «Война и мир» был отмечен, как удачная работа молодого дирижера с большим будущим. В последующие годы под управлением Гергиева шли многие спектакли, среди которых — балет «Гусарская баллада» Т.Хренникова, оперы: «Манон Леско» Д.Пуччини, «Фауст» Ш.Гуно и другие произведения. Творческая деятельность Валерия уже тогда не ограничивалась только театром. В 1981-1985 годах он также являлся главным приглашенным дирижером Государственного симфонического оркестра Армении и выступал с различными оркестрами по всей стране и за ее пределами. Он исполнял произведения Бетховена, Брамса, Шостаковича, Равеля, Бартока, Рахманинова… В 1988 году Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы театра имени С.М. Кирова и стал его главным дирижером. С тех пор, вся его деятельность направлена на то, чтобы сделать труппу этого театра лучшей труппой мира. Он же во многом стал определять репертуар и сценическую политику театра, в 1992 году вернувшего себе название «Мариинский». В 1996 году Гергиев был назначен художественным руководителем-директором Мариинского театра. Свой первый же сезон на руководящей должности (1988-89) Валерий Абисалович начал с обновления репертуара — была восстановлена опера А.Бородина «Князь Игорь» и «Хованщина» М.Мусоргского. В дальнейшем расширение репертуара маэстро обозначил именами: Мусоргский, Чайковский, Прокофьев, Римский-Корсаков, Шостакович, а также работами западных композиторов. Среди самых ярких событий — возвращение на сцену классических старых опер Вагнера «Лоэнгрин», «Парсифаль», «Летучий голландец», «Тристан и Изольда», оперной дилогии Берлиоза «Троянцы». Одним из крупнейших достижений маэстро считается полная постановка тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга». Значительно обогатился и балетный репертуар, активизировалась концертная деятельность. Также под руководством Валерия Абисаловича выросла целая плеяда певцов мирового уровня, с огромным успехом выступающих сегодня в оперных театрах мира. По инициативе маэстро были созданы Академия молодых певцов и Молодежный оркестр Мариинского театра. Валерий Абисалович является создателем и руководителем таких известных фестивалей, как «Гергиев фестиваль» (Нидерланды), Московский Пасхальный фестиваль, «Звёзды белых ночей» (Петербург), «Киров-Филармония» (Лондон), Роттердамский фестиваль и других, ставших важнейшими событиями современной музыкальной жизни. Им также были организованы тематические фестивали, приуроченные к юбилеям Мусоргского, Чайковского, Прокофьева, Римского-Корсакова. А в 2011 году маэстро стал почетным президентом Эдинбургского международного фестиваля. Кроме того, он участвует в различных благотворительных концертах. Несмотря на столь огромный объем работы и широкий размах деятельности, Гергиев, помимо художественного руководства Мариинским театром, часто выступает за границей, дирижируя известными оркестрами мира, а также являлся главным дирижером Лондонского симфонического оркестра (2007-2015). Дирижерское искусство Гергиева характеризуется яркой эмоциональностью и индивидуальностью прочтения партитуры. Один из выдающихся дирижеров мира, уникальный музыкант современности - Гергиев и прекрасный руководитель. С его именем связано возрождение и реконструкция Мариинского театра. Большое внимание уделяет маэстро программам для детей и юношества. Также обширна дискография дирижера (более 30 дисков), включающая оперные спектакли, симфонические и концертные произведения. К тому же в 2003 году по его инициативе был создан благотворительный фонд «Фонд Валерия Гергиева» с целью организации благотворительной деятельности в сфере искусства, культуры, просвещения и образования. Валерий Абисалович — Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист России, Северо-Осетии, Украины, Герой Труда РФ, лауреат четырех Государственных премий России, премии Президента РФ, Артист мира ЮНЕСКО, он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, а также другими орденами и медалями, как России, так и других стран. Он лауреат различных премий, Почетный гражданин Санкт-Петербурга, Владикавказа, Лиона, Тулузы, Почетный доктор Санкт-Петербургского государственного университета... Гергиев женат, его супруга — Наталья Дзебисова. У них трое детей. Сегодня Валерий Абисалович Гергиев продолжает много работать, он постоянно в разъездах, полон энергии и творческих планов.

В этот день ушли из жизни... -

1. Сегодня Леонардо да Винчи известен в первую очередь как художник, но сам мастер считал себя ученым и инженером. А еще он был мыслителем и признавал единственным критерием истины опыт, приведенный к наглядному виду. Он отрицал пустые схоластические рассуждения. Леонардо был амбидекстром, владея левой и правой рукой одинаково талантливо. Известны его занятия и музыкой, и кулинарией… Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. А он был во всем гениален… Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci) родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи, неподалеку от Флоренции (Италия). Отец Леонардо был нотариусом, а мать – простой крестьянкой. На брак с любимым мать не могла рассчитывать – отец мальчика вскоре женился на богатой и знатной девушке. Леонардо было 3 года, когда отец забрал его к себе, что было вполне в законах того времени. Попытки приобщить сына к семейному делу были безуспешны: Леонардо не интересовали законы общества. Зато были замечены его способности художника – и отец отправил его учиться в лучшую мастерскую Тосканы, к живописцу Андреа дель Верроккьо. "Джоконда" В мастерской художника Леонардо пробыл недолго: одна из совместных работ с учителем показала настолько явное преимущество ученика, что Верроккьо по преданию навсегда забросил кисть. Сегодня Леонардо известен в первую очередь как художник. Его кисти принадлежат «Мадонна Лита», «Дама с горностаем», и самая известная в мире картина, непревзойденная «Мона Лиза» (Джоконда)… Леонардо отдавал живописи не слишком много времени, поэтому количество его работ не так велико. Он изучал природу, стремился охватить принципы реализма, законы восприятия – и вывел живопись на качественно другую ступень. Он не участвовал в теоретических дискуссиях и спорах – он просто творил шедевры… Благодаря Леонардо линия рисунка получила право на размытость, смягчились цветовые контрасты, рисунок и реальность стали ближе, но и таинственнее. И сегодня идет нескончаемый поток посетителей в Лувр, где хранится портрет Джоконды, чтобы взглянуть на бессмертное творение мастера. Впрочем, сам мастер считал себя не художником, а ученым и инженером. Его «Витрувианский человек» до сих пор служит идеалом пропорций не только человеческого тела, но и Вселенной в целом. Ему принадлежат изобретения парашюта, велосипеда, прототипа танка, прожектора, катапульты… Множество других инженерных замыслов запечатлены в набросках, рисунках, чертежах и эскизах мастера. "Витрувианский человек" В 1516 году Леонардо по приглашению французского короля поселился в его замке Кло-Люсе, в официальном звании первого королевского художника, инженера и архитектора. За что получал годовую ренту в тысячу экю. Во Франции Леонардо почти не рисовал, но мастерски занимался организацией придворных празднеств, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, проектом канала между Луарой и Соной, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор. За два года до смерти у Леонардо серьезно ухудшилось состояние здоровья, и он передвигался с трудом. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе (герцогство Турень, Франция). Он был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства». Основным наследником мастера был сопровождавший Леонардо ученик и друг Франческо Мельци, который в последующие 50 лет оставался главным распорядителем наследства великого творца, включавшего кроме картин инструменты, библиотеку и не менее 50 тысяч оригинальных документов на различные темы, из которых до наших дней сохранилась лишь треть

2. Павел Петрович Кадочников родился 29 июля 1915 года в Петрограде, в рабочей семье. В гражданскую войну семья Павла переехала на родину отца, в небольшое уральское село Бикбарда. Там и прошло детство Павла. В деревне он учился в школе, там же и проявилось его увлечение рисованием, а мать поддерживала его в этом увлечении. После возвращения в 1927 года в Ленинград он поступил в детскую художественную студию, мечтая стать профессиональным художником. Однако, доучиться не удалось – тяжело заболел отец, и Павел пошел учеником слесаря на завод – надо было поддерживать семью, где он был старшим. Но в художественной студии Павел продолжал заниматься. С 1929 года началось его увлечение театром, сначала он учился в техникуме при ТЮЗе, а потом и в театральном институте. Так получилось, что Кадочников стал студентом института в 15 лет. В 1935 году он его закончил, стал актёром ТЮЗа, и получил приглашение на съемки в кино. Сначала он на экране очень себе не понравился и даже собирался никогда больше в кино не сниматься. Но в 1937 году все же снялся в небольшом эпизоде в фильме «Человек с ружьем» режиссера Юткевича, потом сразу в двух ролях у Юткевича в фильме «Яков Свердлов». А настоящий успех пришел к актеру в 1941 году, в комедии «Антон Иванович сердится». Во время войны он снимается в фильмах «Оборона Царицына» и «Иван Грозный». Творческая работа с великим режиссёром Сергеем Эйзенштейном привела Кадочникова к решению оставить театр и посвятить себя кино. Среди его ролей особенно знаменитыми стали работы в картинах: «Подвиг разведчика» (1947), «Повесть о настоящем человеке» (1948), «Далеко от Москвы» (1950), «Укротительница тигров» (1954) и другие. Актер активно снимался в кино, причем он великолепно играл самые противоположные по характеру и типажу и роли и прекрасно выглядел в самых разных амплуа, поскольку обладал не только актерским талантом и отличительными внешними данными, но и искусством перевоплощения. Пробовал Кадочников свои силы и в режиссуре, а в 1956-1958 годах он – художественный руководитель студии киноактера при киностудии «Ленфильм». Однако в середине 1960-х годов Павел Петрович попал в опалу к высшему руководству, его перестали приглашать сниматься и не давали роли в театре, тогда он ездил по стране с концертами, на которых у актера всегда был аншлаг. В кино Кадочников смог вернуться лишь в 1976 году, когда Никита Михалков пригласил его на роль в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». После выхода этой картины актер вновь стал востребован режиссерами - от предложений сниматься не было отбоя, но далеко не каждое им принималось. Весной 1981 года в семье Кадочникова произошла трагедия - погиб его младший сын, и единственным спасением для актера стала работа – в 1982 году он снялся сразу в 5 фильмах. Среди наиболее заметных его работ тех лет - роли в картинах: «Ленин в Париже», «Пропавшие среди живых», «Сокровища Агры» и другие. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат трех государственных премий - он был награжден несколькими орденами и медалями. Скончался Павел Петрович Кадочников 2 мая 1988 года из-за острой сердечной недостаточности в Ленинграде, где и был похоронен на Серафимовском кладбище.

3. Василий Васильевич Голицын Голицын был несомненно выдающимся и передовым человеком своего времени. Он ясно понял основную задачу века – более тесное сближение с Западом. Он покровительствовал иностранцам, сочувствовал образованию русского юношества, хотел освободить крестьян от крепостной зависимости, отправить дворян за границу в военные школы, завести постоянные посольства при европейских дворах, даровать религиозную свободу. Отличие Голицына от Петра – в сочувствии западно-католической культуре, тогда как Петр был сторонником протестантской Европы. Василий Васильевич Голицын, фаворит царевны Софьи Алексеевны, сестры Петра I, родился в 1643 году (точная дата неизвестна). Он происходил из старинного княжеского рода. Получил хорошее образование, знал иностранные языки. Молодые годы провел в придворном кругу царя Алексея Михайловича в званиях стольника, чашника, государева возницы и главного стольника, заведовал Пушкарским и Владимирским судным приказами. В 1676 году, уже в звании боярина, Голицын отправлен был в Малороссию, принять меры для охранения Украины от набегов крымчан и турок, и участвовал в знаменитых Чигирянских походах.Непосредственное знакомство с военным делом поставило Голицына лицом к лицу с недостатками тогдашней организации русского войска. Он убедился, что корень зла лежит в местничестве, и, вернувшись в Москву, сумел провести его уничтожение. Ролью первого государственного человека в течении семилетнего правления царевны Софьи (1682-1689) Голицын, помимо личных дарований, обязан был еще близостью своею к правительнице, которая страстно его любила. Внешняя политика его ознаменована заключением в 1686 году выгодного для России «вечного мира» с Польшей. По этому миру Киев, которым Россия владела доселе лишь фактически, переходил к ней и de jure. Обязательство польского правительства не притеснять своих православных подданных создало основание для последующего вмешательства России во внутренние дела Польши. Также он очень умело вел дипломатические переговоры со Швецией, продлив действие Кардисского мирного договора 1661 года. Падение Софьи повлекло за собою и опалу Голицына. Он лишался боярства, всего имущества и вместе с семьей был отправлен в ссылку сначала в Каргополь, а затем в село Кологоры Архангельской губернии. Голицын был дважды женат. Его первая супруга - княжна Федосья Васильевна Долгорукая - умерла бездетной около 1685 года. Вторая жена - Евдокия Ивановна Стрешнева - родила ему четырех сыновей и двух дочерей. Умер Василий Васильевич Голицын (21 апреля) 2 мая 1714 года в Кологорах, был похоронен в Красногорском Богородицком монастыре, возле Пинеги.

4.Вениамин Александрович Каверин родился (6) 19 апреля 1902 года в Пскове, в семье капельмейстера пехотного полка Абеля Зильбера и хозяйки музыкальных магазинов Ханы Дессон. Фамилия Каверин была взята им в честь товарища Пушкина, гусара, описанного в «Евгении Онегине». В 16 лет он приехал в Москву и в 1919 году окончил здесь среднюю школу. В 1920 году перевелся из Московского университета в Петроградский, одновременно поступив в Институт восточных языков. В 1923 году Каверин закончил арабское отделение института восточных языков, а в 1924 году и государственный университет в Ленинграде. Был оставлен при университете в аспирантуре, где в течение шести лет занимался научной работой. В 1929 году состоялась защита его кандидатской диссертации «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского». Еще в 1921 году Вениамин вместе с М.Зощенко, Н.Тихоновым, Вс.Ивановым выступил организатором литературной группы «Серапионовы братья», именно в альманахе этой группы он начал печататься. В течение нескольких лет Каверин писал рассказы и повести и к концу 1920-х годов окончательно решил посвятить себя литературному творчеству. В 1934 – 1936 годах был создан первый роман, «Исполнение желаний», в котором проявился литературный стиль писателя. Роман имел успех. Но самым популярным произведением Каверина стал роман «Два капитана», первый том которого был завершен в 1938 году. Отечественная война остановила работу над вторым томом. Во время войны Каверин писал фронтовые корреспонденции, военные очерки, рассказы. По его просьбе был направлен на Северный флот. Именно там, повседневно общаясь с летчиками и подводниками, понял, в каком направлении пойдет работа над вторым томом «Двух капитанов». В 1944 году второй том романа был опубликован. В 1949 – 1956 годах Каверин работает над трилогией «Открытая книга», о становлении и развитии микробиологии в стране, о целях науки, о характере ученого. Эту тему он взял не зря – его родной брат был ученым-микробиологом. В 1962 году были опубликованы повести «Семь пар нечистых» о первых днях войны и «Косой дождь». В 1970-е годы Каверин создал книгу воспоминаний «В старом доме», а также трилогию «Освещенные окна», в 1980-е – «Рисунок», «Верлиока», «Вечерний день». Умер Вениамин Александрович Каверин 2 мая 1989 года в Москве.

5.Иван Константинович Айвазовский (Ованес Константинович Гайвазовский) появился на свет в Феодосии (17) 29 июля 1817 года. Его отец был армянским коммерсантом из Крыма. Семья была небогатой. Иван Айвазовский учился в симферопольской гимназии, а затем и в Академии художеств в Санкт-Петербурге. После окончания Академии молодой художник много путешествовал, посетил Англию, Испанию, Германию, позднее побывал на Ближнем Востоке, в Африке, Америке. Вид моря ночью В 1839 году по просьбе генерала Н.Н. Раевского Айвазовский написал картину «Десант отряда в долине Субаши», которая была приобретена Николаем I. В 1844 году он получил место живописца Главного морского штаба. Художник писал в основном морские пейзажи. Одной из самых известных его картин является «Девятый вал», написанная Айвазовским в 1850 году. Он также посвятил многие свои работы подвигам русских моряков – «Чесменский бой», «Наварринский бой» (1848) и др. Конец бури на море В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ и завоевал мировую славу в качестве художника-мариниста. При жизни Айвазовского состоялось более 120 выставок его картин не только в России, но и во многих странах. В 1847 году Айвазовский стал профессором Петербургской Академии художеств, состоял он также в нескольких европейских академиях. С 1845 года художник жил в Феодосии, где основал школу искусств и галерею, которую впоследствии завещал Феодосии. Именно в Феодосийской картинной галерее им. Айвазовского полнее всего представлено творчество великого художника.
[url=http://союзженскихсил.рф/communication/forums/history/kalendar/]Календарь

Здоровый свет