НА ФОРУМАХ
135
2
90
3
82
2

"Какие же вы, гинекологи, любопытные..."

В этом году ценители бессмертного произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» отмечают даже несколько юбилеев, связанных с этой книгой и последующими её многочисленными экранизациями.
Круглых дат, самое меньшее, две. Прежде всего, 90-летие самих приключенийОстапа Бендера и Кисы Воробтянинова. Но, кроме того, пришла 60-я годовщина одной из самых экзотических постановок по мотивам «Двенадцати стульев».

e66a1bda9db9899c1ceac3c97c8e4351.jpg


В 1957 году комедия «Тринадцать стульев» была смонтирована в Бразилии. Да-да, сбылась мечта Остапа Бендера, в определенном смысле, он добрался-таки до города своей мечты – Рио-де-Жанейро.

Сюжет стартует в глухой бразильской провинции, где Бонифацио Боавентура (в нашем случае – Киса) трудится цирюльником. Он беден, но весел, стрижет и бреет, мечтая, как водится, о лучшей доле. И вот судьба постучала в двери его жалкой парикмахерской. Тетушка Бонифацио приказала долго жить, оставив племяннику наследство в Рио.


Стоит ли говорить, что, нарядившись в лучший свой костюм, потенциальный миллионер отправился в путь. По дороге он уже предвкушал новую упоительную жизнь, о чем и поведал встреченной им по случаю даме по имени Ивона.



0f0733676e2f030cdff67b6cd1441921.jpg


Та была высока ростом, по-своему статна, носата, алчна. Смекнув, что ей в руки идет «сладкий пирожок», она игриво предложила своему новому знакомому махнуть как-нибудь в совместное путешествие. Тот, понятно, уши и развесил.


Вообразите себе, Ивона – это бразильская версия Остапа Бендера. По авторской задумке, она танцовщица и певичка в варьете. Как и Остап, тяготеет к легким и большим деньгам. Но принципиально отличается от Бендера тем, что вовсе не так ловка в создании и реализации в жизнь головокружительных комбинаций.


Бонифацио находит роскошный особняк тети в Рио-де-Жанейро, но там его ждет горькое разочарование. Оказалось, затейливая родственница завещала дом сиротскому приюту. А вот все, что в нем есть – племяннику. Это «все», как оказалось, 13 не самых новых стульев, да еще на стенке портрет тети висел. Кстати, там она удивительным образом напоминает матушку Жени Лукашина из «Иронии судьбы».



955cefe32c07481947a7eeedda95c659.jpg


Денег у бразильского «Кисы» нет даже на обратную дорогу. Он отдает стулья старьевщику на реализацию. Напивается, орет на тетин портрет и обнаруживает с тыльной его стороны записку, мол, в одном из стульев находится миллион крузейро.


Дальше все развивается в стиле «Двенадцати стульев». Бонифацио и Ивона, которая уже успела охладеть к своему знакомцу (когда узнала, что он снова нищий) и снова воспылать к нему интересом, ибо запахло миллионом, отправляются на поиски стульев. Которые, как легко догадаться, распроданных россыпью.


Причем, парикмахер выполняет все самые сложные задания, зато танцовщица финансирует безумное предприятие. Оба азартно порют обшивки стульев ножами. Следует целая череда комичных, как казалось в 1957 году в Бразилии, ситуаций. Пара из них достойна отдельного упоминания.



05440fdfff314cf809f763cb0b454ac0.PNG


Скажем, в этом фильме мы видим не самую привычную нам «белую» Бразилию. Все действующие лица – белые. Никаких тебе негров или «добрых мулатов», о которых некогда рассуждал в России Остап. Это 1957 год, расовые предрассудки все еще сильны. И в Бразилии тоже. Темнокожие появляются только в одном эпизоде. Наших охотников за сокровищами заносит в фавелы, где проходит мероприятие под названием «Королева трущоб».


Тут все черные, а Бонифацио с Ивоной, понятно, бросаются в глаза. Парочка прикидывается американскими журналистами. Пока Ивона отвлекает публику танцем, парикмахер порет стул прямо под «Королевой трущоб». Пышнотелая негритянка проваливается и застревает в нелепой позе в своем импровизированном троне, авантюристы убегают…


А один стул оказался в приемном покое гинеколога. Ивоне снова пришлось взять на себя отвлекающий маневр, пока напарник вскрывал обшивку.  "Какие же вы, гинекологи, любопытные, всё хотите посмотреть...", - говорит танцовщица. В другом переводе ее слова звучат несколько иначе: «Вы, доктора, такие любопытные… Ну у вас и работа, целый день пялиться на голых женщин…» В принципе, оба варианта годятся. Еще Ивона возмущенно пеняла парикмахеру, что тот слишком долго возился со стулом: «Я чуть не показала ему бесплатный стриптиз!»



8c170a4df91480edf42c8561dcb4f06b.jpg


Последний, призовой, стало быть, стул искатели денежных знаков обнаружили в офисе юриста. Сговорились, что Ивона выбросит его (стул, понятно, а не юриста) со второго этажа, а Бонифацио подберет. Последнего спугнул полицейский, а стул полетел прямо в кузов грузовика, собирающего пожертвования для сиротского приюта… Плакали денежки…


Ивона отправилась своей дорогой, искать применение собственным талантам. Бонифацио ободранный и голодный бродил по Рио, пока не зашел в приют в поисках бесплатной похлебки. Там как раз проходило торжественное собрание, пел хор, составленный из воспитанников детского дома. А взрослые нахваливали анонимного благотворителя, подбросившего сироткам миллион в стуле…


Помещение парикмахер покинул со странной улыбкой на лице. То ли остался доволен, что деньги пошли на хорошее дело, то ли рехнулся… Второе скорее.




f50033be957a583d40b090c37957caba.jpg

Здоровый свет