По всему видать, ближайшие месяцы мы время от времени будем вспоминать имя Матильды Кшесинской, балерины и вообще по-своему выдающейся особы второй половины XIX – XX веков. Кстати сказать, вот одно из несомненных достижений нашей героини. Она прожила, не смотря на полную приключений биографию, без малого сто лет. Родилась в 1871, а покинула этот мир в 1972.
Но, разумеется, не это главное. Театральную персону из прошлого нам станут напоминать в ходе скандала, предшествующего выходу на экраны нового фильма режиссера Алексея Учителя «Матильда». Там сложная история, столкновение различных взглядов на искусство, религию и нравственность. Кто хочет подробней проникнуть в суть, вот тут на моем блоге есть по этому поводу более подробный материал: https://союзженскихсил.рф/socnet/user/4036/?post=9008&bl=279
С балеринами-то в России всегда был полный порядок. Тем паче, в конце XIX столетия. Но танцовщица польских кровей Матильда Кшесинская исхитрилась выделиться из общей массы. В принципе, и благодаря сценическому таланту тоже.
Скажем, она первой из русских балерин смогла продемонстрировать 32 фуэте подряд. До нее это была прерогатива и даже монополия итальянской танцевальной школы. Матильда Феликсовна блистала на подмостках Императорских театров чуть ни 27 лет, была примой и любимицей публики. Особенно совершенно конкретной ее, августейшей части.
Явно было у нее некое дарование, не вполне связанное со сценой. Она умела нравиться мужчинам, причем, все больше богатым и родовитым.
Конечно, когда смотришь на ее снимки сегодня, с позиций современных представлений о женской красоте, Кшесинская не потрясает ни точеной балетной грацией, ни вообще обворожительной внешностью. Но некая женская магия в ней точно была, иначе как пояснить, что рядом с ней регулярно появлялся кто-то из правящего дома Романовых?
Самая громкая в этом смысле история связана с цесаревичем Николаем Александровичем, будущим последним императором Всероссийским. Якобы, у них был страстный роман в 1892-1894 годах. Потом наследник престола женился на Алисе Гессенской (в православии – Александре Федоровне) и все, как отрезал, больше никаких увлечений. Ни-ни!
Может быть, историю о любовной связи будущего царя и балерины кто-то и выдумал. Дворцовые коридоры полны интриг. Но тогда сделано это было очень ловко, раз даже через век тема всплывает и будоражит публику. Во всяком случае, скандал вокруг фильма «Матильда» связан как раз с этим приватным аспектом из жизни исторических персон.
А вот связь Кшесинской с двумя великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем Романовыми, похоже, не вызывает и капли сомнений у исследователей. Матильда Феликсовна родила сына Владимира от одного из этих двух отпрысков выдающейся фамилии.
Первоначально ее ребенок получил отчество «Сергеевич». Но потом, уже в эмиграции, в 1921 году, Андрей Романов женился на Кшесинской, усыновил ее чадо, к тому времени вполне уже взрослое, и дал ему свое отчество «Андреевич». Вот и разберись в этом буреломе из генеалогических веток.
Удивительно, какие замысловатые узлы вязала танцовщица из представителей некогда одной и самых могучих царских династий на планете… Тем, понятно, и знаменита.