НА ФОРУМАХ
78
1
193
2
311
2

Бог шельму метит

Из так называемых говорящих фамилий, принадлежавших некогда реальным людям, пожалуй, одна из самых выдающихся – Обер-Шальме. Для русского уха – это же просто симфония. Типа, не просто шельма, а старшая, главная, верховная шельма. К тому же, фамилия принадлежала даме, которая ей соответствовала идеально. Редкая была пройдоха, аферистка, так еще и шпионка.


d70d37b692a3a614f19c5266fab8c413.png


Мари-Роз Обер (в девичестве – Шальме) появилась в Москве лет за 10 до конца XVIII века. Бежала от ужасов Французской революции. В Россию она прибыла чуть ли не в штопанном платье, но уже через несколько лет ее бизнес оценивался в половину миллиона рублей. Очень серьезные в то время деньги.

Мари-Роз владела гостиницей, недвижимостью и самым известным и дорогим в Москве салоном мод. Все знатные дамы и барышни отоваривались именно тут, хотя это было жутко накладно. Но престиж дороже денег – это старинная русская традиция. Обер-Шальме была такой известной персоной, что ее даже граф Лев Толстой упомянул в «Войне и мире». По его версии, у нее покупала платья Наташа Ростова.

Мари-Роз была замужем за французским же эмигрантом Николаем Обером, купцом 2-й гильдии. Дела их шли прекрасно. Даже, когда случались неприятности, влиятельные клиенты вступались. Например, хозяйка салона попалась на торговле контрабандой и, знаете ли, ничего, нашлись защитники, полиция умыла руки.


a9989c149798d95c811f00a67132c458.jpg


Пикантная особенность заключалась в том, что салон Обер-Шальме был центром сбора разведывательной информации. От посетительниц, представлявших лучшие и самые маститые московские фамилии, ушлая француженка получала сведения о деятельности их отцов, мужей, братьев и дядь.

Наполеон еще не вошел даже в Москву, остановился в Петровском дворце, а к нему уже была сочно доставлена Мари-Роз Обер-Шальме. Император принял ее среди ночи и беседовал больше часа. Вот вам и модистка.

В Москву обер-шельма вернулась в свите Наполеона. На нее были возложены важные функции. Мари-Роз обеспечивала питание французского императора в Кремле. Причем кухню расположила в алтаре Архангельского собора, усыпальнице русских правителей. Не кощунство ли?


0f1151c2a80f529d751d4ea2a001b46a.jpg


Впрочем, не долго шпионке пришлось стряпать в храме. Скоро армия Наполеона вынуждена была оставить сгоревшую Москву и стала двигаться назад, на Запад. В обозе убыла и Обер-Шальме. В дороге она заболела тифом и умерла.

А её дети выжили, учились во Франции, служили России. Один из сыновей Лаврентий Николаевич Обер дорос до поста управляющего Императорскими московскими театрами. Никто его карьере не мешал. Сын за мать не отвечает.  


0674135a3682c0f355176c412c88a8b0.jpg

Здоровый свет