Из-за разгула коронавируса сейчас часто пишут о том, как в 1960-и году у нас в стране едва не началась эпидемия черной оспы и как ее подавили. Все описывается эпично.
О такой болезни, как черная оспа, тогда вообще уже не вспоминали, потому что в Советском Союзе ее окончательно победили в середине 30-х повсеместной вакцинацией. Это камень в огород тех, кто сейчас отказывается вакцинировать своих детей и надеется, что если поцеловать мощи какого-нибудь святого или поставить свечку в церкви, то хворь обойдет стороной. Советский Союз тогда в ООН выступил, чтобы во всем мире вакцинацию провести и на пару с американцами взялся за это благое дело. Мы делали прививки в своей сфере влияния, а американцы – в своей.
Мне кажется, что США на благо пойдет, если такая страна, как Советский Союз, возродится, потому что штатам нужен сильный геополитический соперник, который заставляет их держаться в тонусе и развиваться. Без такого соперника штаты зачахнут. Правда, на эту роль начинает претендовать Китай. Атаку коронавируса он отбил, 15% производства, правда, потерял, но зато экологию улучшил и на прежние позиции вернется довольно скоро.
Итак, вот что пишут про эпидемию. Конец 1959 года. Из Индии возвращается наш известный художник-график и плакатист, лауреат двух Сталинских премий Алексей Кокорекин. Но родным он сообщил, что приезжает лишь на следующий день, а сам перво-наперво отправился к своей подружке (будем называть ее так), где и провел целые сутки, обсуждая итоги своей поездки, рассказывая, как присутствовал в Варанси на ритуальном сожжении брамина и может даже он показывал свои зарисовки. Ну, о чем еще с подружкой можно болтать и чем с ней заниматься?
Один из плакатов художника Алесея Кокорекина
На следующий день заслуженный художник отправился в аэропорт к еще одному рейсу из Дели, на котором он якобы прилетел, разыграл эпизод встречи со своими родными и поехал домой. Утром он почувствовал себя плохо, поднялась температура, появилась слабость и ломота в костях. Кокорекин пошел в поликлинику. Там ему выписали лекарства от гриппа, но они не помогли и через два дня художника пришлось срочно отправить в Боткинскую больницу. Врачи подозревали что у него тяжелая форма гриппа и положили в одну палату к таким же бедолагам, то есть к тем, кто заболел гриппом. Ночью Кокорякин умер.
Ну умер и умер, с кем не бывает, хотя Кокорякин был еще молод душой и телом, всего-то 53 года. И лишь спустя два дня, когда в Боткинской больнице два пациента покрылись сыпью, похожей на ветрянку, врачи начали подозревать, что что-то здесь не так. Что это не грипп, а что-то другое.
«Да это же черная оспа», диагностировал болезнь стареньких врач, только бросив взгляд на тело художника Кокорекина, которое еще не отдали родственникам.
Что ту началось. По тревоги подняли всех, кого могли поднять. Врачи, студенты-медики, сотрудники спецслужб и силовых ведомств. Надо было выявить всех, кто контактировал с Кокорекиным и, кто контактировал с ними, а с каждой минутой число тех, кто заразился черной оспой, росло в геометрической прогрессии. Определили, что Кокорекин прилетел на сутки раньше, чем рассказал родным, нашли пассажиров его рейса и подружку, таможенников и таксистов, которые везли художника из аэропорта и вновь в аэропорт и всех их следующих пассажиров, врача, который диагностировал у Кокорекина грипп и всех его дальнейших пациентов. Установили тех, с кем контактировали родственники Кокорекина.
Всех на карантин в инфекционную больницу. Ее перевели на казарменное положение, никого не выпускали, а впускали только вирусологов. Тем временем, прививки сделали всем жителям Москвы. 7 миллионов в неделю, то есть по миллиону в день. В итоге от черной оспы умерло всего три человека. Эпидемию остановили.
Масштабность описываемых событий поражает. И понятно, что напрашиваются сравнения стем, что происходит сейчас. Но во первых, коронавирус - не черная оспа, хотя сейчас у людей больше контактов, чем 60 лет назад и поездка за границу обыденность, а не то, чем это было в 1959 году. А во-вторых, когда приводят эту историю, обычно ссылаются на мемуары врача Юрия Шапиро "Воспоминания о прожитой жизни" (но она издана каким-то очень маленьким тиражом, скорее даже это какой-то самиздат), поясняя, что из-за секретности никаких сведений в печати тех времен не найти. Про секретность - понятно. Но все-таки мало одного источника. Почему другие участники событий о них ничего не написали, когда это уже стало можно? Канал Россия 1 сделал документальный фильм про то, как художник Кокорекин привез в Москву черную оспу, но и там какая-то очень скудная информация.
В Википедии сообщается о том, что об этих событиях написана повесть Александра Мильчакова «В город пришла беда», по которой создан в 1966 году фильм. Фильм такой есть ( сделан киевской студией Довженко), и там описывается, как боролись с эпидемией оспы в Москве. Но может это художественный вымысле? И попробуйте поискать в интернете повесть Мильчакова. Что вам выдаст? Ничего. Нет такой повести.
Неужели вся эта история фейк, основой для которого послужил старый и не очень известный фильм?Вирусы. Загадочное нечто
Главное о коронавирусной эпидемии. Что делать прямо сейчас
Полезные свойства приправ