НА ФОРУМАХ
214
2
182
2
203
1

Урок о ВОВ для начальной школы

56cae60f58175f4a6c277ef4d36b1542.jpg
Тема войны кажется мне очень важной для воспитания и образования детей, а сейчас в преддверии праздника победы, многие будут искать информацию о том, как провести урок (или другой разговор с детьми) посвященный этой дате. В связи с этим я хочу поделиться своим опытом ведения таких занятий для детей младшего школьного возраста.
Мы с коллегой обычно начинали урок посвященный Великой Отечественной Войне с учениками начальной школы с обсуждения вопроса, из-за чего началась война? Тут очень важно подчеркнуть, что война никогда не бывает «справедливой», всегда кто-то нападает, потому что не хочет договариваться, а хочет получить что-то для себя, считая себя лучше других, достойнее этого чего-то (земель, власти и тд).
Нам кажется важным также рассказать о фашизме, рассказать, что одни люди почему-то вдруг решили, что они лучше других, лучше просто тем, что родились в определенной стране или точнее, принадлежат к определенной национальности. Тут можно поговорить в том числе о внешности, как одной из национальных черт. Это то, что дети могут приложить к себе и понять, что кого-то сочли бы хуже совершенно ни за что. Это позволит им немного прикоснуться к этой сложной теме.
Поскольку мы говорим с еще достаточно маленькими детьми, необходимо придерживаться понятной им конкретики. Так, например, можно начать с того, что они знают, что все мужчины уходят на фронт, а женщины и дети остаются, но вот о чем мало кто задумывается, так это о том, что же они делают, оставшись, как складывается их жизнь. Конечно, многие женщины тоже уходят на фронт, кто медсестрами, а кто и солдатами. Остальные же делают все, чтобы у солдат были боеприпасы, еда и так далее. А дети? Дети тоже, они больше не ходят в школу, они работают. Можно рассказать и о детях, ушедших в партизаны и воевавших наравне со взрослыми.
А как живут те, кто остался в городах и деревнях? Что едят? Можно принести и показать детям дневной паек блокадного Ленинграда. И примерное количество еды, которое едят сейчас в обычной семье.
Все знают, что в войну бывают бомбежки, но что это значит для тех, кто живет в постоянной опасности им подвергнуться? Это значит, что вечером нельзя включать свет, чтобы его не увидели с неба, это значит, что всегда надо знать, где ближайшее бомбоубежище и бежать туда при сигнале тревоги. Вот эти простые факты о том, как вдруг и резко изменился быт всех людей в стране важно доносить до подрастающего поколения.
Еще одно понятное ребенку свидетельство войны, которое мы часто использовали это письма с фронта, стихи и песни о войне. Стихи и песни, каждый учитель может подобрать по своему вкусу, я же приведу здесь лишь несколько, те, которые всегда особенно трогали меня.  
Здравствуйте мои родненькие
дочь Панюся и жена Мусинька!  
Панюся, поздравляю тебя с днем рождения, который будет 22 апреля, так как наша почта медленно идет, но я надеюсь, что к этому дню оно дойдет. Панюся, желаю тебе быть здоровой, расти и дождаться своего папки. Он вернется только к вам с мамой. Я пока чувствую себя хорошо, но как вы - я не знаю, давно получал от вас письма. Прошу вас с мамой не обижаться на меня за мои письма. Я вам стал реже писать, ввиду того, у меня нет бумаги. Вот пока все. Привет всем нашим. Я всех прошу, чтобы не обижались на меня. А пока до свидания. Крепко, несчетно вас целую с мамочкой.
Ваш папа Вася.

Перед атакой

Когда на смерть идут – поют,
А перед этим
можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв –
и умирает друг.
И, значит смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед.
За мной одним
идет охота.
Будь проклят сорок первый год
И вмерзшая в снега пехота…

(С. Гудзенко)

На фронтовой газете…

На фотографии в газете
Нечетко изображены
Бойцы, еще почти что дети,
Герои мировой войны.
Они снимались перед боем –
В обнимку четверо у рва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Никто не знает их фамилий,
О них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын и чей-то милый,
И чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,
Жить начинавшие едва,
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли,
По всей России обелиски,
Как души, рвутся из земли.
...Они прикрыли жизнь собою,
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.

(Р. Казакова)

***

Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
(Ю. Дружина)


Жди меня, и я вернусь

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

К. Симонов

Ну и прекрасная песня Окуджавы, которая никогда не оставляет меня равнодушной

* * *
А мы с тобой, брат, из пехоты,
А летом лучше, чем зимой.
С войной покончили мы счеты...
Бери шинель - пошли домой.

Война нас гнула и косила.
Пришел конец и ей самой.
Четыре года мать без сына...
Бери шинель - пошли домой.

К золе и пеплу наших улиц
Опять, опять, товарищ мой,
Скворцы пропавшие вернулись...
Бери шинель - пошли домой.

А ты с закрытыми очами
Спишь под фанерною звездой.
Вставай, вставай, однополчанин,
Бери шинель - пошли домой.

Что я скажу твоим домашним,
Как встану я перед вдовой?
Неужто клясться днем вчерашним?
Бери шинель - пошли домой.

Мы все - войны шальные дети,
И генерал, и рядовой
Опять весна на белом свете...
Бери шинель - пошли домой.

(Б. Окуджава)

Еще раз повторюсь, стихи, письма или рассказы о войне каждый учитель может выбирать по собственному вкусу, я привожу здесь только примеры, на которые можно сориентироваться.

Еще одним прекрасным материалом о войне я считаю (и регулярно использую) историю аула Бесленей, приютившего 32 ребенка из блокадного Ленинграда, по которой даже снят фильм «Бесленей. Право на жизнь». Перед тем как показывать фильм детям, я рекомендую его просмотреть и возможно какие-то части опустить. История тяжелая, как и все честные свидетельства войны.
Из найденного в интернете мне больше всего нравится вот этот материал
http://pobeda09.ru/main/хроника-победы/дети-блокадного-ленинграда-в-ауле-бесленей.html

А в качестве задания после урока мы всегда просим детей узнать о тех, кто воевал или иначе пережил войну в каждой семье, истории эти лучше записать или как-то иначе ими поделиться. Это очень важно, так как связывает их опыт и жизнь с тем временем, дает возможность по-новому взглянуть на хорошо знакомых людей.



Как писать сочинение о Великой Отечественной войне

Как выглядит герой глазами современного школьника?

Дети-герои Великой Отечественной Войны

Как говорить с детьми о героизме, истории и войне

Лента памяти народной

Собаки тоже сражались за Родину
Стартовал конкурс на лучшее школьное сочинение «Как я понимаю героизм»

Здоровый свет