НА ФОРУМАХ
164
2
87
1
176
1

Почему растут цены на бензин

Непрерывное подорожание бензина в России, несмотря на обрушение мировых цен на нефть, не сделало нефтяные компании счастливее - выигравшим оказался государственный бюджет, а розничный бизнес торговцев топливом, балансируя на грани рентабельности, погряз в междоусобице скидок.
Источник: Reuters
Агентство Reuters попыталось ответить на вопрос о том, почему бензин в России дорожает, хотя цены на нефть падают. Данные таковы: с июля 2014 года ​цены на нефть упали на 60%, а самый популярный в России бензин марки АИ-92 подорожал на 11% — его средняя цена на заправке составляет 34,4 руб. за 1 л. (по сведениям Thomson Reuters Kortes).
Вывод Reuters не оригинален – причина роста цены в повышении правительством акцизов. Это замечали, замечают и, наверное, будут замечать практически все российские эксперты, которые после каждого повышения акцизов быстро подсчитывают, к какому сроку и на сколько вырастет цена на заправках.
К примеру, в начале этого года президент Владимир Путин подписал федеральный закон, повышающий акцизы на бензин с 1 апреля. Сразу были обнародованы подсчеты Минфина - в результате повышения ставок акцизов розничные цены на бензин могут вырасти на 6,5–7%. Теперь мы видим, как растет цена.
По расчетам Reuters в 2015 году в стоимости литра АИ-92 акциз и НДС составляли 9,1 руб., а в этом году эта составляющая выросла до 12,6 руб. Еще надо учесть повышение внутренних оптовых цен из-за снижения экспортных пошлин на нефтепродукты.
При падении цен на нефть на мировом рынке компании-добытчики испытывают определенные потери прибыли. А чем меньше у них денег – тем меньше поступления в бюджет от них. Поэтому и приходится, к примеру, компенсировать снижение экспортных пошлин повышением внутренних оптовых цен. То есть, часть потерь перекладывается на потребителей - автовладельцев. Наверное, это лучше, чем вводить прямые налоги на граждан.
Как подсчитали эксперты Reuters, несмотря на снижение объема продаж,​ доходы российского бюджета увеличатся по итогам года за счет акцизов на топливо примерно на 200 млрд руб. — это примерно 1,4% от всей доходной части бюджета.
Грубо говоря, на двести миллиардов пополнить бюджет предложено владельцам машин и мотороллеров.
В Минфине это считают нормальным. Вот как пояснял повышение акцизов на топливо газете РБК специалист из министерства: ««В текущей крайне сложной бюджетной ситуации это единственный способ пополнить дорожные фонды. Если цены на нефть вернутся к росту, мы предложим вернуться к прежним ставкам акцизов или снизить их».
По словам министра экономразвития Алексея Улюкаева, доходность АЗС в России падает. Но это мало связано с развитием конкуренции. Просто административно не позволяют АЗС сразу взвинчивать цены на бензин адекватно повышению акцизов – дело растягивается на месяцы. Кроме того, падает спрос на бензин, люди стали меньше ездить на своих машинах. В итоге наблюдается, как выражаются эксперты, «сокращение спроса на развитие независимых АЗС». У нас примерно 60% заправок относятся к нефтекомпаниям, входят в так называемые вертикально-интегрированные структуры. То есть, конечные цены формируются с учетом интересов нефтяников, согласованных с правительством. Конкурировать с заправками гигантов  должны бы независимые операторы, но в условиях падающего рынка им не до состязаний. Мало того, сейчас при попытках сбивать цены их сразу обвиняют в демпинге. Учтем, что фактически нефтяные компании как бы поделили страну на зоны продаж топлива. В некоторых регионах почти все заправки одной компании. Фактическая монополия дает простор для ценообразования. Исключение – Москва, но и здесь трудно увидеть, как в некоторых странах, вдоль дороги подряд стоящие десятки заправок под разными названиями, которые жестко конкурируют между собой.
Без развития конкуренции то же повышение акцизов представляется необходимым. Скажем, после того, как упали цены на нефть, продавцы топлива стали получать большие прибыли, так как не снижали цену на свой продукт так же, как на оптовом рынке. В таких условиях усматриваются два варианта действий. Или заставить (административно, рыночно, или, как делают во многих странах, совмещая оба подхода) продавцов сбивать цены. Тогда выиграет потребитель. Или заставить поделиться доходами. Тогда в выигрыше будет бюджет. Был избран второй вариант – как всегда.

ОСАГО, ты мне только снишься!

У нас, в Самаре, опять учудили...

Пенсии тоже предлагается немножко заморозить

Здоровый свет