НА ФОРУМАХ
91
1
7
212
2

Журавли над пальмовой ветвью

В 1957 году, 60 лет тому назад, был снят один из самых нестандартных и где-то даже удивительных наших фильмов о войне. «Летят журавли» режиссера Михаила Калатозова – единственная советская кинолента, удостоившаяся Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля.


ee00aa380bb26e7e0348602cbf9c7a1a.jpg


И это, пожалуй, самое удивительное. Решительно непонятно, как такой многослойный, неоднозначный, пронзительно трагичный сюжет смог найти отклик в сердцах зарубежных специалистов и зрителей? Как они его смогли понять? Надо сказать, что «Летят журавли» увидели в прокате миллионы любителей кино во Франции, в Германии (причем, и Восточной, и Западной), Чехословакии, Польше.

В основе сюжета светлые и искренние чувства Бориса и Вероники, роли которых исполнили гениальный Алексей Баталов и такая красивая и ранимая Татьяна Самойлова. Они собирались пожениться и, надо понимать, жили долго и счастливо… Увы, вмешалась война. Борис, отбросив свою бронь, ушел на фронт добровольцем, а Вероника осталась ждать его…


9f159acdfc4dad79ebb9fc1be75cfcd9.jpg


Вариантов дальнейшего развития событий было, конечно, много, но создатели фильма выбрали самый драматичный. Вероника не дождалась своего солдата, вышла замуж за его двоюродного брата. А Борис не вернулся с фронта, погиб. И героиня фильма ощутила всю тяжесть своего предательства, всю боль утраты и глубину любви к погибшему жениху.

Вокруг основной сюжетной линии развивается множество второстепенных. А там высокие чувства соседствуют с подлостью, жертвенность с изменой… Над городом летят журавли и, как бы, жизнь-то продолжается, и война закончилась, фронтовики возвращаются домой. Но Борис уже никогда не вернется. И с этим свинцовым грузом Веронике предстоит оставаться один на один до конца своих дней.


10a015cb597fe5275da0826545c9c818.jpg


Очень необычный фильм. Не для каждого зрителя и не под всякое настроение. Никита Хрущев, скажем, разобраться во всех тонкостях картины не смог, обозвал главную героиню резко и грубо, благо, хоть хватило ума к показу фильм не запретить. Это был бы номер – единственная лента, победившая в Каннах, и под замком…

Еще интересный момент. Когда шла работа над фильмом, несколько дней на съемочной площадке находился кинолюбитель из Франции, стажировался в качестве ассистента оператора. Звали его Клод Лелюш, позже он стал знаменитым режиссером и корифеем мирового кино. Вот ведь как бывает.


7b5a548d3d9ea2b45265d3293e2bc78b.jpg

Здоровый свет