НА ФОРУМАХ
104
1
114
2
724
3

Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана

В музее-заповеднике «Царицыно» 3 августа открывается выставка, посвященная традиционному и современному искусству Дагестана. В экспозиции — более 300 предметов, от археологических находок до работ современных художников.

1.JPG
 Кувшин для омовений «кумган». Дагестан. Начало XX века

 
Традиционное дагестанское искусство — это лаборатория промыслов, в которой сохраняется многовековая преемственность, — говорит генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина.Каждый экспонат, будь то украшение или одежда, не только раскрывает свое функциональное предназначение, но и рассказывает о той защитной роли, которой обычно наделены предметы женского мира Дагестана».

Выставка-путешествие занимает девять залов Хлебного дома, и каждый посвящен определенному этапу жизненного пути дагестанки — например, «Дом», «Свадьба», «Защитница». Среди экспонатов — предметы, которые в Дагестане традиционно изготовляют женщины.

2.JPG
Браслет свадебный. Дагестан, село Кубачи. Конец XIX – начало XX веков. Серебро, альмандины, бирюза, позолота

В экспозиции можно увидеть железные пряжки VIII-IX веков, найденные этнографической экспедицией в районе села Бежта и переданные в Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, медные котлы и кувшины XIV-XIX веков из Государственного Исторического музея, женские головные уборы из Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, глиняные балхарские игрушки из коллекции «Царицына», украшения и столовые приборы из Кунсткамеры, тканевые и серебряные амулеты из Российского этнографического музея и вышивку из Музея Востока.

3.JPG
Браслет трехстворчатый. Дагестан. Этническая принадлежность: ногайцы. Конец XIX – начало XX веков. Серебро, зернь, гравировка, чернение, канфар

Работа над выставкой длилась более четырёх лет. Куратор и искусствовед Ксения Паршина вспоминает, как впервые оказалась в Дагестане в 2017 году: «Я прожила там неделю и вернулась совершенно другим человеком, глубоко впечатленным дагестанской культурой. Как и большинство москвичей, я впервые ощутила на себе обволакивающее тепло традиционного гостеприимства и чувство, что тебя принимают такой, какая ты есть».

Почему — Патимат? Это одно из самых распространенных женских имен в Дагестане. Куратор назвала им собирательный женский образ, и вся выставка посвящена «Патимат», её дому, семье, свадьбе, работе, творчеству, праздникам и будням. Фотоматериалы — архивные из коллекции Кунсткамеры и снятые журналистом Владимиром Севриновским во время недавних путешествий — помогут погрузиться в неспешный горский ритм жизни.

4.jpg
Циновка «чибта». Дагестан, Левашинский район, село Урма. Этническая принадлежность: аварцы. 1980-е годы. Шерсть, осока, килимное и сумашное ткачество

«Героиня выставки берет вас за руку и ведет по линии своей жизни, — говорит Ксения Паршина. — Мы встречаемся с ней в родовом доме, где она растёт и впитывает живую историю рода, правила жизни, умения, философию и основу промыслов, судьба которых меня, как куратора, сильно беспокоит. Дальше мы движемся к самому важному дню в её жизни, свадьбе, когда она становится объектом внимания всей семьи и всей сельской общины. Это очень важный и ответственный момент, поскольку свадьба в традиционной культуре — это символ продолжения рода и самой жизни».

Свадьба — это переход не только из дома в дом. Женщина как будто умирает в одном доме и возрождается в другом. Ритуал длится не один день, и в это время застывшая между мирами невеста носит свадебный головной убор, полностью закрывающий лицо и глаза — маргал, — его тоже можно увидеть на выставке.

Ткачество — одно из главных промыслов Дагестана, которым занимаются только женщины. «В Дагестане говорят: богат тот, у кого ковёр на стене, — объясняет куратор. — Ковёр — это книга, книга — это мудрость. Ковры ткёт женщина, так что именно она решает, о чём будет рассказывать книга». Система символов и знаков, столетиями применяемая ткачихами, до сих пор не расшифрована полностью. Исследователи, изучающие дагестанское ковроткачество, считают, что большая часть языка уже утеряна. Но на выставке в «Царицыне» можно узнать некоторые «ключи», которые помогут «прочитать» тканые книги.

5.JPG  
Лента для кувшина. Южный Дагестан. 1980-е года. Шерсть, килимное плетение с зазорами, длина кисти — 17 см.

В экспозиции есть залы, рассказывающие о вышивке, украшениях и, конечно, керамике — например, об испикских блюдах, предназначение которых многие исследователи связывают с бытовой магией, и предметах из знаменитого села Балхар, древнего центра дагестанского керамического искусства, которым также традиционно занимаются исключительно женщины.

6.JPG
Дракон Ажохадар. Дагестан, село Балхар. XX век

Современное искусство на выставке — это десятки работ, от живописи и рисунка до скульптуры и видеоарта. Для всех авторов народные промыслы составляют основу творчества; все они используют те же техники, материалы и мотивы, что использовали мастера народных промыслов сто и более лет назад.

77.JPG  
Ослик груженый корзинами. Дагестан, село Балхар. 1980 год

Например, Джамиля Азиялова — ковровщица, реставратор и дизайнер — показывает в «Царицыне» картину, написаную природными красителями, применявшимися ткачихами для окрашивания шерстяных нитей на протяжении столетий. А работа Апанди Магомедова посвящена кизяку — традиционному виду топлива, заготовкой которого в Дагестане занимаются женщины.

8.JPG  
Гребень для шерсти. Дагестан. Начало XX века

Шелковое «полотно» Заиры Магомедовой и Халимы Саидудиновой из цикла «Бюль-Бюль и Гюль» напоминает о традиционном для мусульман образе райского сада и исконно «женских» символах — птице и древе жизни. Не случаен и выбор «холста» —платок, который сам по себе символизирует женский мир Дагестана.

В последнем зале выставки, в «Мастерской» будут проходить мастер-классы и творческие встречи с художниками, во время которых узнать о Дагестане можно будет еще больше.

9.JPG  
Серьги-лунницы. Дагестан. Конец XIX века

«Когда ты оказываешься в тех местах, рядом с теми могучими людьми, той могучей природой, ты чувствуешь себя песчинкой на ладони Бога, — объясняет куратор выставки Ксения Паршина.Ты понимаешь, что у дагестанцев есть связь с этносом, космологией, культурой предков, и это потрясающе. Четыре года назад я решила, что перенесу частичку этого мира в Москву, поставлю в музее и скажу: не торопитесь, не бегите, остановитесь хотя бы на минуту, и вы поймете, а вернее, почувствуете Дагестан».

10.JPG
Ступа-чесночница. Дагестан, Гунибский район. Конец XIX века

Выставка «Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана» будет работать с 3 августа по 11 декабря в Хлебном доме.

Партнёр выставки: Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.

Выставка проходит при поддержке Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) и Дома народов России.


Здоровый свет