И это породило конфликт интересов, который длиться и по сей день. Есть режиссеры и руководители театров, относящиеся с пониманием к тому, что члены их трупп временами отлучаются для участия в фильмах. Они и выгоду в этом видят. Рекламу, равную той, которую дает экран, больше никто не может генерировать. Но есть и непреклонные противники такого совместительства. Мол, театр – святая святых. Ходить на сторону, в кино, то есть, беспринципно и непозволительно.
Основоположником борьбы театра с кинематографом в России стал сам Владимир Иванович Немирович-Данченко. Который считал, что участие артистов Московского Художественного театра в «синематографических снимках» превратилось в вакханалию. Эти резкие высказывания корифея театрального менеджмента первого поколения датированы 1916 годом.
Владимир Иванович полагал, что шарлатаны от кино соблазняют неокрепшие актерские души, а господа артисты теряют требовательность к себе, снижают уровень мастерства. Проще говоря, деградируют на съемочной площадке.
Можно только вообразить, насколько щекотливым было положение исполнителей, разрывающихся между двух конкурирующих (в какой-то степени, разумеется) искусств. Экран манил скорой славой и солидными заработками. Но и ослушаться такого авторитетного советчика и руководителя, как Немирович-Данченко, было боязно. К тому же, а вдруг он прав и участие в съемках не только не способствует совершенствованию актерского мастерства, а наоборот выхолащивает его?
Хотя, конечно, как и во всяком конфликте, основу следует искать не в высоких материях, а в финансах. Немировича-Данченко раздражало, что предприниматели от «синема» имеют коммерческий успех, так еще и задарма получают рекламу для афиш. В фильме-де задействованы актеры МХТ…
Свинец для Хари
Век революции: кисточка перемен
Дважды лечь под поезд