НА ФОРУМАХ
64
86
159
1

Подвиг музейных работников

101ddb38661dfe1860623ff8af5f9640.jpg

Война – время утрат и подвигов. Что такое подвиг во время войны? Поступок, результат которого – не допустить утрат. Вот почему самоотверженные действия наших музейщиков по сохранению культурных ценностей можно смело назвать подвигом. Они охраняли тайники с культурным наследием страны на оккупированных территориях, вывозили сокровища в глубокий тыл, спасали оставшиеся от зажигательных бомб, сохраняли коллекции в блокадном Ленинграде.
22 июня 1941 года было воскресеньем. У всей страны выходной, а значит в музеях рабочий день. В этот же день, сразу после речи Молотова, все сотрудники Эрмитажа были вызваны на работу. И уже на следующий день началась подготовка к эвакуации. Надо сказать, что Союз готовился к войне уже давно. Только ждали ее начала немного позже. Но вот планы эвакуации главных музеев страны – Эрмитажа, Русского музея и Оружейной палаты Кремля - были готовы еще в середине 30-ых годов. В Эрмитаже очень этому поспособствовала генеральная инвентаризация 38-39 гг. Тогда эксперты и составили список того, что надо вывозить в первую очередь. По этому плану и этому списку и стали действовать тогдашний директор Эрмитажа Иосиф Абгарович Орбели, сотрудники музея и, как бы сейчас сказали, волонтеры – те, кто по собственной инициативе пришли спасать любимый музей. Это были художники, реставраторы, студенты и просто неравнодушные граждане. Эвакуация проходила достаточно организованно, и если бы не стремительно замкнувшееся кольцо блокады, то вывезти удалось бы намного больше.

5eb368fe5ca99031caa6f42873c46b60.jpg

В Русском музее тоже работали не покладая рук. Руководству музея иногда силой приходилось заставлять людей делать перерывы на обед и отдых. Огромные картины в 20, 40, 60 кв метров, такие, как «Последний день Помпеи» К. Брюлова или «Заседание Государственного Совета» И. Репина приходилось снимать усилиями нескольких десятков человек. А было таких полотен около 60-ти штук! Вот как описывал процесс транспортировки этих шедевров руководитель работ Балтун Петр Казимирович -
Огромные холсты следовало осторожно накатать без единой морщинки, без малейшего повреждения пересохшего или пастозно написанного красочного слоя на специальные валы из фанеры на деревянном каркасе. Поверхность их, безукоризненно гладкая, без всяких неровностей, обтягивалась еще искусственной замшей. Чтобы валы не касались пола, они с торцов заканчивались деревянными колесами. И вот на эту огромную катушку наматывалось по нескольку картин. Между ними прокладывалась плотная бумага, кромки холстов по мере накатки сшивались между собой. Места на полотнах, угрожающие осыпями, закреплялись и заклеивались тонкой папиросной бумагой и осетровым клеем. Затем валы с картинами, тщательно запеленутые сверху чистыми холстами, вкатывались в ящики.
Эти меры полностью себя оправдали. Все экспонаты – и те, что удалось эвакуировать, и те, что хранились в блокадном городе – удалось сохранить в целости и сохранности. С не меньшей тщательностью упаковывали и все остальное – фарфор, рукописи, скульптуру, шпалеры, стекло, иконы и все остальное. Эрмитажная коллекция была эвакуирована в г. Свердловск (Екатеринбург) в двух эшелонах из 23 вагонов каждый. Третий уйти не успел. Коллекция Русского музея тоже помог сохранить Урал. Ее увезли в г. Молотов (Пермь).

8a11052d3f4eefef6dd27438289df9ab.jpg

Но многое осталось. Остались и музейщики, которые поставили своей задачей сохранение национальных культурных ценностей. В Эрмитаже было обустроено 12 бомбоубежищ уже после первых авианалетов. Они предназначались для сотрудников музея, художников, преподавателей, сотрудников Ленинградского отделения Академии наук, работников искусств и их семей. Всего около 2000 человек. Одно крыло Малого Эрмитажа было отведено под госпиталь для дистрофиков. Оставшиеся в городе сотрудники музея не только оберегали здание от пожаров, круглосуточно дежуря по очереди, но и помогали врачам в этом госпитале, в котором пролечилось более 300 человек. 43 человека из штата музея умерли в блокаду от голода. 6 погибли на фронте.

Экспонаты из других музеев свезли в Исаакиевский собор. Он служил для немцев репером – точкой на карте, по которой ориентировались вражеские летчики. Наши об этом знали и посчитали, что его не будут бомбить до последнего, а толстые стены помогут укрыть коллекции. Окна заложили кирпичами и мешками с песком, купола закрасили серой краской, в подвале устроили общежитие для музейных работников. 60 человек следили за более чем 120 тыс. музейных ценностей, сложенных в ящики штабелями по 6 метров, между которыми были только узкие проходы. В подвале и самом соборе было холодно и сыро. В теплое время все, что было под силу вынести, выносили на улицу, проветривали. Из 60 человек 20 погибли в первую же блокадную зиму. После второй только 12 человек могли еще как-то передвигаться. Тогда в гостинце «Астория» сделали общежитие и стационар для оставшихся в живых, в том числе и сотрудников Эрмитажа.

04cfac0ac5453a867cf93f7c04f63911.jpg

Сразу после снятия блокады в Эрмитаже стали готовить выставку из оставшейся коллекции. Не делая скидку на военные условия, решили привести в порядок хотя бы часть здания – вставляли стекла, очищали и натирали паркет, красили стены. Выставка открылась 8 ноября 1944 года. Воодушевленные горожане потянулись в музей. А ровно через год – 8 ноября 1945 года в восстановленных в довоенной красе эрмитажных залах на своих прежних местах стояли реэвакуированные экспонаты. Музей выжил.
Музейные же коллекции, перевезенные в Исаакий, оставались там еще долго. Ведь большая их часть была из пригородных дворцов, которые были полностью или частично разрушены. Не один год пришлось потратить на их реставрацию. Да и сам собор восстанавливали в течение долгих 16 лет.
Благодаря мужеству и самоотверженности музейных работников,  мы можем по-прежнему наслаждаться красотой подлинных шедевров русского и зарубежного искусства.

«…А зори здесь тихие». Где снимали любимый фильм

Мемориальный дом-музей легендарного комдива И.В.Панфилова на его родине в городе Петровске Саратовской области

Наука для победы

Здоровый свет