Так называется выставка в Государственном Историческом музее, посвященная 200-летию вступления на престол императора Николая I, чье правление и современники, и потомки оценивали по-разному и чей образ столь же многогранен и противоречив, как и эпоха его правления.
Его называли «Николаем Палкиным». Он требовал подчинения и порядка, и сам работал по восемнадцать часов в сутки. Он заложил основы модернизации экономики России и вообще искренне служил на благо Отечества.
Его правление началось с разгрома декабристов, то есть с пролития крови и было авторитарным, что исключало всякое инакомыслие. И что привело в конечном счете «к оцепенению умов». При нем была жесточайшая цензура и в то же время именно он объявил своеобразный «крестовый поход» против коррупции.
Швабе В.А. Николай с цесаревичем Александром Николаевичем, 1840-е. Х/м
Джордж Доу. Портрет великого князя Николая Павловича. 1826. Холст/ масло
Ладюрнер А.И. Приход к Зимнему дворцу батальона лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года. 1852 г. Х/м
Он не посмел отменить крепостное право, хотя не раз сокрушался, что это неправильно и пора избавляться от него.
Вместе с Уваровым самодержец воплощал в России идею воспитания национального самосознания. Так, в 1833 году император поручил написать новый гимн, который, по словам композитора А.Ф.Львова, должен быть «годный для церкви, годный для войска, годный для народа». Рукописная партитура Гимна «Боже, царя храни!» впервые представлена на выставке.
Будучи из военной среды император всячески укреплял армию, из которой выходили люди с организационно-управленческим опытом. Для него армия была моделью образцового порядка. И сам он считал себя находящимся на службе. Российская армия при Николае I считалась одной из самых сильных в Европе. И это несмотря на сохранившуюся систему поселений, где нередко возникали восстания, на постепенное отставание от Европы в части технического совершенствования.
Так о чем же рассказывает данная выставка? О самодержце, государе, царе? О человеке? Безусловно. О чем вообще рассказывают личные вещи человека, который с одной стороны был публичен, а с другой - закрыт от большей части общества?
Неизвестный художник. Портрет великого князя Николая Павловича, первая половина XIX в. Копия с Кипренского. Х/м
Неизвестный художник. Портрет императора Николая I в австрийском мундире, конец 1840-х-начало 1850-х. Х/м
Голике В.А. Портрет императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I, в коронационном облачении, 1830. Х/м
Императрица Александра Федоровна на параде 14 сентября 1835 года при больших русско-прусских маневрах в Калише
Посмертная маска императора Николая I. П.К.Клодт. Российская империя. 1855 г. Гипс, литье
Личные вещи и говорят о личности. Как человек одевался, что любил, что читал, кому писал. Николая I окружали незаурядные люди, интересные и очень ответственные. Грамотные. Просто после 1917 года об окружении во всяком случае последних двух императоров да и о них самих упоминалось лишь в негативном русле. И появлялось ощущение, что страной руководила какая-то шайка неумех и казнокрадов. Ну, а цари вообще почивали на лаврах, угнетая народ. Сейчас, когда мы почти избавились от такого рода мнения, особенно ярко на первый план выходит масштаб личности правителя и совокупность указов, новых законов, как они, законы, внедрялись и работали. А то спроси нашего постсоветского школьника о Николае I, а у него готовый ответ: так он же подавил Восстание декабристов. Да, расправился с возмутителями порядка. А что он мог сделать ещё в тех условиях? Мы можем и должны проводить параллели, и именно эти параллели нередко заставляют нас более плотно задуматься о прошлом.
Давайте посмотрим на некоторые экспонаты, представленные на выставке. Живописные портреты, статичные, добротные, выполненные в духе того времени. Эпизоды из жизни светской и военной.
Приезд императора Николая Павловича в патриотический институт. Эскиз. П.А.Федотова. 1852 г. Холст, масло
Например, приезд императора в Женский патриотический институт (и такой был) в Санкт-Петербурге. Император считал своим долгом посещать учебные заведения. Эскиз кисти Павла Федотова. По каким-то причинам картина не была закончена.
Нижний чин роты дворцовых гренадер. А.И.Ладюрнер. 1836 г. Картон, масло
При Николае I была в 1827 году создана рота дворцовых гренадер в честь низших чинов гвардии. На полотне А.Ладюрнера как раз изображен гренадер во всей амуниции, которая была такой роскошной, что роту называли «золотой».
Встреча императора Николая I и австрийского императора Франца Иосифа I в Варшаве в 1850 г.
Затопление судов Черноморского флота на Севастопольском рейде в 1854 году. Н.П.Красовский. 1872 г. Холст. масло.
А вот на полотне художника Н.П.Красовского мы видим грустный военный эпизод 1854 года, когда пришлось затопить часть парусных кораблей после поражения русской армии в сражении на реке Альме и когда армия союзников высадилась в Крыму.
Проект храма Христа Спасителя. Чертеж фасада. К.А.Тон. 1832 г. Бумага, тушь, перо, акварель
Черноисточинский завод Демидовых на Урале. П.П.Веденецкий. 1836 г. Холст, масло
Правление Николая I ознаменовалось также интенсивным строительством храмов, коих к 1850 году было по России более тридцати пяти тысяч. Государь хотел выстроить Храм Христа Спасителя, утвердив новый проект архитектора К.Тона (освящение храма произошло уже при Александре III в 1883 году). И не только храмов. При императоре был модернизирован Черноисточинский завод Демидовых на Урале, основанный еще в 1726 году. На полотне исторического живописца Павла Веденецкого можно видеть новые корпуса завода во всей их красе.
Модель первого состава царскосельской железной дороги. Неизвестный мастер. Ленинград, 1934 г. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ
В октябре 1837 года открылась первая в России железная дорога, соединявшая Петербург с Царским селом. Первый поезд для нее был изготовлен в Англии на заводе Стефенсона. На выставке демонстрируется модель первого состава работы неизвестного мастера, которая хранится в Центральном музее железнодорожного транспорта РФ.
Десертные тарелки из гербового сервиза
Детский чайно-кофейный сервиз. Санкт-Петербург. 1796 г. Серебро, дерево, литье, чеканка, гравировка, золочение. Музеи Московского Кремля
Ваза с портретом императрицы Александры Федоровны. Императорский фарфоровый завод. Вторая половина 1830-х
Крюшонница с крышкой. 1848 г.
Сервиз великого князя Константина Николаевича, 1848 г.
Толстой Ф.П. Медальон с профильным изображением императора Николая I в доспехах. Императорский стеклянный завод, 1840-е
Ну, и конечно же, нельзя пройти мимо красивейших предметов, таких как вазы, сервизы и т д. Так, на императорском фарфоровом заводе Николай I заказал для вдовствующей императрицы Марии Федоровны роскошный сервиз на 60 персон с растительными сюжетами. А вот детский чайно-кофейный сервиз заказывала своим внукам еще Екатерина II. Любопытен и медальон работы Федора Толстого, где Николай I изображен в профиль и в доспехах античного воина. Что ж, весьма символично.
На выставке представлены предметы из собрания Государственного архива РФ, Музеев Московского Кремля, музея «Новый Иерусалим», Центрального музея железнодорожного транспорта РФ, музея-заповедника «Бородинское поле», музея-заповедника «Петергоф», Российского института истории искусств, Российской государственной библиотеки — а также из частной коллекции А.Г. Егорова.
Выставка открыта в Историческом музее с 17 сентября 2025 года по 22 июня 2026 года
Текст: Галина Мумрикова






