НА ФОРУМАХ
154
2
92
3
82
2

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ. БЕНЬКОВ/ФЕШИН


С 5 июня 2019 года  по 24 сентября в Музее русского импрессионизма будет проходить выставка «Место под солнцем. Беньков/Фешин». Спустя более чем 90 лет, работы талантливых художников и друзей, чью жизнь на «до» и «после» навсегда разделила эмиграция, снова будут представлены вместе.

После гражданской войны, пережитых потрясений, болезней, голода и тотальной неустроенности Павел Беньков и Николай Фешин искали свое место под солнцем, где могли бы свободно творить. Фешин эмигрировал в Соединенные Штаты, а Беньков, оставшийся на родине, поселился в Узбекистане. Новая выставка расскажет о том, как сложились судьбы художников после нелегкого выбора: уехать или остаться. Чье решение оказалось верным – зритель должен будет определить сам.
На новой выставке в Музее русского импрессионизма Восток встретится с Западом. Весенние акации Самарканда окажутся рядом с шумными волнами калифорнийского побережья. Восточные базары и минареты старой Бухары – рядом с сочными натюрмортами и жанровыми сценками в нью-йоркских квартирах.

cc2942f918781c480bdf898a7b08bc18.png
П.Беньков. Весна, 1943

4d391050bb4544a863fab237204accd3.png

b566c56201c950475564b0465e1249a3.png
П.Беньков. Портрет жены, 1025-1926 гг
.

060ef4043efe6e1a2bd35e527a939e6b.png
П.Беньков. Бухара. Минарет, 1931

Путь в искусстве Павел Беньков (1879–1949) и Николай Фешин (1881–1955) начинают бок о бок. Два талантливых студента знакомятся в 1901 году в Казанской художественной школе и становятся друзьями и едут поступать в петербургскую Академию художеств. Николай Фешин попадает в переполненную и невероятно популярную мастерскую Ильи Репина. А Павел Беньков – в мастерскую Дмитрия Кардовского, ученика Репина. За повышенное внимание к цвету Беньков получает у студентов прозвище «Тициан». Когда появляется возможность, он едет на каникулы в Европу, учится в Париже в Академии Жюльена.

7eedf222920dc40940203d00d98917bd.png
Н.Фешин. Калифорния, 1925 г
.

f4be3d301a404005075cb12b60ab0ceb.png
Н.Фешин. Автопортрет, 1920 г
.

53aa2638633e4420f07864543f94286b.png
Н.Фешин. Зимний пейзаж, XX век

2e464ea49f0c779e79842f9c649b4302.png
Н.Фешин. Портрет миссис Фешиной с дочерью, 1925 г.

Окончивший академию с медалью Николай Фешин тоже посещает Францию, Германию, Италию и Австрию. Его работы участвуют в выставках в Мюнхене, Риме, Амстердаме, Венеции, Нью-Йорке и Сан-Франциско. На выставке 1910 года в Питсбурге работы Фешина висят рядом с картинами Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея. Но даже в этой компании мастерство русского художника отмечают и публика, и критики, и американские коллекционеры.
Революция и гражданская война переворачивают привычную жизнь. Павел Беньков едет в Иркутск с отступающими белыми войсками. Он застает страшный голод, разруху, безденежье. Работает в Иркутске и Омске как театральный художник. После прихода к власти красных вступает в Ассоциацию художников революционной России, много ездит по стране и снова возвращается в Казань, пишет революционные сюжеты. Перед художниками, как и перед всей русской интеллигенцией, встает глобальный вопрос: «Уехать или остаться?». Пути Павла Бенькова и Николая Фешина расходятся.
В 1923 году семья Фешина прибывает в Штаты. Одна за другой в Чикаго и Нью-Йорке открываются персональные выставки, но вскоре из-за болезни Николай Фешин вынужден покинуть Нью-Йорк и поселиться в городке Таос в штате Нью-Мексико.
Николай Фешин снова ищет место под солнцем – с дочерью он перебирается в Калифорнию, в Лос-Анджелес. Начинается сотрудничество с галереей Стендаля, он отправляется в путешествие по Мексике, Японии, возвращается к работе с учениками в собственной студии в Санта-Монике.
В Самарканде Павла Бенькова застает Великая Отечественная. В эвакуацию со студентами художественных вузов приезжают Сергей Герасимов, Игорь Грабарь, Роберт Фальк, Владимир Фаворский. Беньков работает рядом с ними. Он не пишет батальных полотен, но принимает активное участие в создании агитационных плакатов.
За 20 лет Павел Беньков превращается в Самарканде в местную легенду: грузный «барин» с тросточкой, разъезжающий по городу в тарантасе. Он покупает на свои деньги холсты студентам, из-за больного сердца уже с трудом выходит на пленэр – его выносят в кресле писать тихие самаркандские дворики. 16 января 1949, на 70-м году жизни, после продолжительной болезни Беньков умирает. Его вклад в искусство Узбекистана и Средней Азии был оценен по достоинству: имя Павла Бенькова долгое время носило Самаркандское художественное училище и улица, на которой жил мастер.
Николай Фешин уходит из жизни во сне 5 октября 1955-го, всего за месяц до своего 75-летия, в Санта-Монике. Спустя 21 год его прах перезахоронят на родине, в Казани. В городке Таосе по сей день располагается музей Николая Фешина, в том доме, который художник строил сам во время одного из самых счастливых и плодотворных периодов в своей жизни.
Непростые, драматичные судьбы Павла Бенькова и Николая Фешина были полны трагических поворотов и творческих подъемов. Поиски места под солнцем, которые закончились для Фешина эмиграцией, а для Бенькова переездом, подарили художникам новые темы и новый живописный колорит. Но эти поиски стали вместе с тем причиной долгого и длинного пути Николая Фешина и Павла Бенькова к российскому зрителю. И если возвращение Фешина состоялось еще в 70-е годы, то Бенькова – только в наши дни.
По материалам пресс-службы Музея русского импрессионизма

Здоровый свет