Выставка продолжает цикл «Художник и время», посвященный истории русского рисунка XVIII — начала ХХ века. Новая экспозиция продолжает знакомить посетителей с крупными именами в русском искусстве и главными тенденциями в рисунке первой половины XIX века. Именно этот период неразрывно связан с Императорской Академией художеств, где сложилась система и методика художественного образования. Эта методика была полностью ориентирована на на идеалы классицизма.
Выставку открывают работы лучших педагогов Академии, таких известных мастеров, как А.И. Иванов, А.Е. Егоров, В.К. Шебуев, Ф.А. Бруни, П.В. Басин. Учениками этих профессоров были многие выдающиеся художники первой половины XIX века, среди них — А.А. Иванов и К.П. Брюллов.
А.Иванов. Жених, выбирающий серьги для своей невесты. Третьяковская галерея
К.Брюллов.Возвращение римского пастуха домой. Третьяковская галерея
П.Федотов. Бедной девушке краса - смертная коса. Третьяковская галерея
Так, одним из самых талантливых учеников Императорской Академии художеств был Карл Брюллов, который потом стал профессором Академии. Его рисункам посвящен отдельный зал выставки. Здесь представлена серия сепий на восточные темы, сделанная во время путешествия в Грецию и Турцию, а также наиболее известная часть наследия
В 1середине XIX века под влиянием произведений Брюллова развивалось творчество А.Ф. Чернышёва, Ф.А. Бронникова, М.И. Скотти и других мастеров, отдающих приоритет эстетическому началу. Наряду с работами крупнейших мастеров экспонируются графические произведения, в которых отразились новые тенденции в русском искусстве. Рисунок охватывает все новые сферы художественной жизни.
Большую популярность приобретают карикатуры, дружеские шаржи, сатирические сцены таких художников, как В.И. Штернберг, Н.Л. Бенуа, Н.А. Степанов, Н.А. Рамазанов. В работах И.С. Щедровского, К.И. Кольмана, К.И. Рабуса важным становится ориентир на натуру «как она есть». Жанр и пейзаж, как и в начале XIX века, теснейшим образом связаны между собой. Прекрасным примером служат представленные на выставке мастерски исполненные перовые рисунки С.М. Воробьёва с видами Ревеля, оживленные сюжетными мотивами.
Завершает экспозицию широко известная серия сепий П.А. Федотова с изображением «нравственно-критических сцен из обыкновенной жизни», оказавшая значительное влияние на развитие бытового жанра, который стал одним из ведущих направлений русского искусства второй половины XIX века
Выставка осуществлена при поддержке компании Freshfields Bruckhaus Deringer.
По материалам пресс-службы Государственной Третьяковской галереи