Аукцион русского искусства Christie’s в Лондоне пройдет 4 июня и предложит вниманию коллекционеров 320 лотов живописи, декоративно-прикладного искусства и изделий Фаберже. Торги предваряет традиционная предаукционная выставка в историческом здании Christie’s на Кинг-стрит, которая пройдет с 31 мая по 3 июня.
В секции живописи вниманию коллекционеров будет предложено более 120 работ, включая произведения таких художников, как Борис Григорьев, Александр Яковлев, Юрий Анненков, Иван Айвазовский, Зинаида Серебрякова, Дмитрий Стеллецкий, Иван Похитонов, Александр Бенуа и другие. В секции декоративно-прикладного искусства на продажу выставляется порядка 190 работ, включая выдающиеся образцы изделий фирмы Фаберже.
ЖИВОПИСЬ
Главной жемчужиной предстоящих торгов является картина Бориса Григорьева (1886-1939) «Матушка Агата» (оценка: £250 000 – 350 000), относящаяся к так называемому «бретонскому» циклу работ художника. Григорьев впервые посетил Бретань в 1914 году во время одного из своих первых путешествий по Франции. Он был очарован атмосферой этого региона, который хранил на себе отпечаток прошлого во всем – от образа жизни и местных обычаев до пейзажей и внешнего вида живущих там людей. С 1921 по 1926 годы Григорьев проводил в Бретани почти каждое лето, создавая портреты местных жителей. «Матушка Агата» была написана летом 1924 года в местечке Финистер, где раньше на протяжении трех месяцев жил и работал Поль Гоген. Работы, созданные Григорьевым в тот период, впоследствии неоднократно участвовали во всех крупных выставках художника в Париже, Нью-Йорке, Сантьяго и других городах.
Борис Григорьев. Матушка Аглая
Александр Яковлев. Танцовщица в испанском костюме
Одним из фаворитов аукциона является работа на бумаге Александра Яковлева (1887-1938) под названием «Танцовщица в испанском костюме» (оценка: £400000 – 600000), воплотившая в себе характерное для творчества Яковлева смешение русского неоклассицизма и элементов ар-деко. Эта масштабная работа вызывает прямые ассоциации с самыми выдающимися масляными произведениями художника, в том числе с портретом Роберто Монтенегро, находящимся в собрании Русского музея, и с портретом Веры Шухаевой из коллекции Центра Помпиду. По всей видимости, источником вдохновения для создания этой работы Яковлеву послужил образ Анны Павловой. На это предположение помимо внешнего сходства наводит и тот факт, что во время создания работы испанский костюм играл важную роль в творческой судьбе Павловой, которая исполняла партию Китри / Дульсинеи в постановке «Дон- Кихота» на сцене Королевского оперного театра в Лондоне. Кисти Яковлева также принадлежит превосходный портрет Павловой, находящийся на данный момент в собрании Третьяковской галереи. Художник и балерина стали близкими друзьями, часто отдыхая вместе в итальянском городе Сальсомаджоре-Терме.
Юрий Анненков. Триумфальная арка
Иван Айвазовский. Берег Коктебеля. Крым
Творчество Юрия Анненкова (1889-1974) представлено на аукционе работой под названием «Триумфальная арка» (оценка: £100 000 – 150 000). Анненков покинул СССР на пике своей творческой карьеры и признания. В сентябре 1924 года он обосновался в Париже, где вскоре также снискал славу и уважение благодаря своему мастерству. На тот момент он уже был довольно известен в Европе благодаря успеху портрета Троцкого, показанного в рамках Венецианской биеннале в том же году. С 1926 по 1928 год Анненков принял участие в 28 выставках. В 1928-1929 годах первые персональные выставки его работ прошли в Париже и США. В 1931 году «Триумфальная арка», на тот момент уже находившаяся в собрании Бернарда Дэвиса (1891-1973), скорее всего, выставлялась в галерее Grillon. Картина Ивана Айвазовского (1817-1900) «Берег Коктебеля, Крым» была написана весной 1889 года, когда художник находился в имении «Шейх-Мамай» Феодосийского уезда, расположенного неподалеку от Коктебеля (оценка: £100 000 – 150 000). На картине мастерски запечатлен морской пейзаж за считанные минуты до начала шторма. Данная работа предположительно экспонировалась в парижской галерее Durand-Ruel в 1890 году наряду с созданным в том же году полотном под названием «Волна» (в собрании Русского музея).
Дмитрий Стеллецкий. Охота
Среди лотов аукциона также следует особо отметить картину Дмитрия Стеллецкого (1875-1947) под названием «Охота» (оценка: £40 000 – 60 000). Динамическая композиция полотна основана на движении вокруг озера, форму которого повторяет изображенный в правом углу хоровод девушек. Стилистика работы отражает страстную увлеченность Стеллецкого традициями русско- византийской иконописи. Сам художник говорил об этом так: «русскому народу подобает иметь свое искусство. С годами я понял, что только изучая художественное наследие наших предков и даже сначала рабски ему подражая, можно и нужно воскресить свою русскую, родную красоту».
Иван Похитонов. Миниатюрные женские портреты
Александр Бенуа. Эскизы костюмов к опере "Богема"
Также на продажу будет выставлено восемь редких работ Ивана Похитонова (1850-1923), происходящих из собрания семьи художника (оценки от £8000 – 12 000 до £50000 – 70000). Это миниатюрные женские портреты, пейзажи и натюрморты, демонстрирующие превосходное мастерство Похитонова. Еще одна находка – это эскизы костюмов Александра Бенуа (1870-1960) к лондонской постановке оперы Пуччини «Богема» 1946 года (5 лотов по 6 эскизов в каждом с оценкой каждого в £5 000 – 7 000) заказанные у художника импресарио Джеем Помероем. Постановка и, в особенности, костюмы, созданные по эскизам Бенуа, пользовались большим успехом, как у публики, так и у критиков.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
На предстоящие торги выставляется подборка изделий Фаберже из выдающейся американской коллекции. Отдельного упоминания заслуживают четыре предмета. Это две рамки – розовая работы мастерской Вигстрема (оценка: £25 000 – 35 000) и синяя работы мастерской Перхина (оценка: £15 000 – 25 000), а также миниатюрная ваза из бовенита (оценка: £15 000 – £20 000 – 30 000).
Рамки мастерских Вигстрема и Перхина, ваза из бовенита и хрустальная коробочка
Фигурка шимпанзе из коллекции Фаберже
Кроме того на торги выставляются три фигурки животных. Одна из них – украшенная драгоценными камнями фигурка шимпанзе из окаменелого дерева (оценка: £100 000 – 150 000), приобретенная леди Мэри Пэджет (1853-1919) в лондонском магазине Фаберже 12 декабря 1915 года за £55. Госпожа Пэджет, дочь состоятельного владельца гостиничного бизнеса из Бостона, была одной из постоянных клиенток Фаберже вплоть до закрытия лондонского магазина в 1916 году. Две другие фигурки – это морской лев из обсидиана и горного хрусталя (оценка: £80 000 – 120 000) и кролик, выполненный из пурпурина в стилистике японских нэцкэ, которые коллекционировал сам Карл Фаберже (оценка: £50 000 – 70 000).Кролик и морской лев из коллекции Фаберже
Еще один топ-лот – это редкая керамическая чаша в форме утки с серебряными оправами, украшенными драгоценными камнями (оценка: £120 000 – 150 000). В свое время она была подарена бабушке настоящего владельца нефтяным магнатом Александром Манташевым (1842-1911). Серебряные элементы выполнены фирмой Фаберже, а керамическая основа мастерами Императорского Строгановского училища.
Панагия фирмы сыновей П.И.Оловянишникова
Также стоит обратить внимание на редкую панагию фирмы Сыновей П.И. Оловянишникова, принадлежавшую митрополиту Серафиму (1856-1937). Серафим Чичагов был расстрелян большевиками в 1937 году и спустя 60 лет канонизирован Русской православной церковью. Данная панагия была подарена Митрополиту Серафиму от Бессарабского Духовенства в 1911 году, в последний год службы Чичагова в Кишиневе.
Елена Курбацкая,
Пресс-секретарь Christie’s,
Россия и СНГ