Похоже, что у сентябрьской ярмарки современного искусства CosMoscow появился вполне достойный конкурент. Его уже назвали уникальным проектом музейного уровня.
Инициатива известного галериста Владимира Овчаренко, который провел в Гостином Дворе еще в середине мая свою ярмарку «Da!Moscow” имела явный успех. И, хотя галерей как таковых на ней было не слишком много – всего 28 – и некоторые из них мы не раз видели раньше, - все это уже не имело особого значения, потому что ярмарка состоялась. Вместе с культовыми художниками, вместе с совсем неизвестными, вместе с нашей историей.
Вот, например, что скажет современному юноше или девушке фамилия Бальтерманц? А старое поколение, можно сказать, выросло на его снимках в «Огоньке», потому что Дмитрий Бальтермац снимал все: вождей и детей, колхозников и заводчан, а также недоступную нам тогда заграничную жизнь.
Опять же Анатолий Осмоловский, который, кажется, решил поставить точку в извечном споре-диалоге «искусство-неискусство», в противостоянии предметного и беспредметного и т.д. Под своей работой «Тотем» он, в частности, написал: «Обычно под понятием «неискуство» подразумевается что-то незначительное, не ценное, бросовое, мусорное. Действительно, авангардный объект часто сознательно создает впечатление обмана и надувательства. Но возможно ли сделать иной вид авангардного объекта, добавляя к «искусству» «неискусство» другого типа, не в виде мусора, а в виде какой-то сверхценности?..»
Анатолий Осмоловский. Тотем №3, 2009. Дерево, смешанная техника, 200х110х40
Ринат Волигамси
Ринат Волигамси уже стал практически «классиком», узнаваемым, родным, знакомым уже по первым штрихам. Что уж говорить о полотнах Валерия Кошлякова, который три года назад потряс нас своими «Элизиями». Кстати, одна маленькая деталь: выяснилось, что девочки, которые дежурили рядом с работами Кошлякова, не знали о нем ничего. Однако…
Валерий Кошляков
Валерий Кошляков
А вот и уличное искусство. Ксюша Послушай считается дизайнером, графиком и уличным художником. Рисунок она изучала у Михаила Соркина, а вообще училась у Бориса Трофимова и Андрея Логвина. Ее искусство (для кого-то и «неискусство») такое простое, что смотришь и невольно говоришь: я тоже так смогу. Ан, нет. Попробуйте повторить ее лисичек и кошечек – ничего не получится.
Были на Da!Moscow и два кураторских проекта: «Аллея звезд» и «Золотой фонд». Владимир Овчаренко сказал, что «Аллея звезд» объединяет самых главных художников, без которых современное российское искусство не может обойтись. Это работы таких мастеров, как Илья Кабаков, Павел Пепперштейн, Виталий Комар и Александр Меламид, Владимир Янкилевский и других.
Есть надежда, что ярмарка повторится в 2020-м и далее, но, как говорится, без остановок…