Как решить проблему детского одиночества?
Как мотивировать ребенка к чтению книг?
Как ограничить время, проводимое ребенком в интернете?
Свой ответ на эти наболевшие родительские вопросы придумали волонтеры из Санкт-Петербурга.
В декабре 2014 года в библиотеках Северной столицы стартовал проект, направленный на приобщение детей к чтению «КниГАВ». В рамках данного проекта дети в возрасте от 6 до 10 лет вслух читают любимые книжки, а их слушателями становятся… собаки. Занятия проводятся БЕСПЛАТНО.
На сегодняшний день занятия проходят в 10 библиотеках Санкт-Петербурга, центре добрососедства ДОМ, фонде "Дети ждут", при центре поддержки семьи и детей Петроградского района.
Вот что на рассказала автор и организатор проекта Яна Задорожная, она решила реализовать идею, которая давно витала в воздухе, когда ее дети пошли в школу. Помогло профессиональное знакомство с методом канис-терапии (в переводе – собако-терапии). К моменту реализации идеи у Яны был уже двухлетний опыт работы в Благотворительной Общественной организации «Собаки для жизни».
«Прежде чем вынести идею в массы, я решила опробовать её на своих детях. Старший сын хорошо читал, но это не доставляло ему радости, и садился за книгу он неохотно. Когда я впервые предложила ему почитать книгу нашей собаке Лейле, а не мне, он очень удивился. Удивилась и собака, которой до сих пор нельзя было залезать на диван, а тут её за это ещё и поощрили. Так они, обнявшись, прочитали около 30 минут.
В декабре 2014 года на базе детской библиотеки № 7 Выборгского района, при поддержке заведующей Ирины Борисовны Таранковой, мы набрали первую группу детей. Набор проводился совместно с учителями окрестных школ. Учителя рекомендовали такие занятия детям, которые, по их мнению, имели наибольшие проблемы с чтением».
Перед запуском необычного проекта был проведён выборочный опрос родителей первоклассников-второклассников и их педагогов: насколько хорошо дети читают вслух и как часто дома родители слушают чтение ребёнка. Выяснилось, что скорость и техника чтения 50% детей крайне низки. 70% родителей предпочитают предоставить все заботы о скорости и технике чтения ребёнка педагогам и самоустраняются от решения проблемы. А педагоги начального образования не имеют возможности уделить должного внимания каждому ученику.
В общем, как и следовало ожидать, родителям некогда слушать чтение детей, а Карлсон, который живет на крыше прилетает не к каждому Малышу.
На помощь пришли специально обученные собаки, которых специально воспитывали кинологи для целей канис-терапии. Благодаря Елене Вячеславовне Каправчук, заведующей библиотекой № 4 Выборгского района, в Санкт-Петербурге впервые появилась должность «библиотечная собака». В специально отведенном помещении при библиотеке группа младшеклассников собиралась, чтобы почитать книжку собаке, под присмотром сотрудников библиотеки и педагогов, которые корректировали ошибки и отвечали на детские вопросы.
Групповые занятия с четвероногими «друзьями по чтению» проводились два раза в неделю. Также организовывались индивидуальные занятия, продолжительностью 20-25 минут. Поначалу дети очень устают, для них это большая и напряженная работа. Зато и результат не заставил себя долго ждать: «Мы занимались с ребятами два раза в неделю, в течение двух месяцев. Чтобы иметь представление об успешности занятий, я проводила тестирование навыков чтения у детей в начале, середине и в конце курса. В результате большая часть детей значительно улучшила свои показатели. Скорость чтения выросла до нормы или значительно поднялась, уменьшилось количество ошибок, дети стали лучше запоминать прочитанный текст и могли пересказать его, чтение на публику уже не вызывало у них больших трудностей. Опрос родителей показал, что дети с большей охотой берут книгу в руки, а учителя отмечали улучшение успеваемости по таким предметам, как русский язык и литература. Это был первый и очень успешный опыт проекта «КниГАВ», - рассказала Яна Задорожная.
В 2018 году проект получил поддержку Фонда Президентских грантов. Благодаря этому занятия стали проводиться в 7 библиотеках СПб. Среди них организованы занятия для детей с ЗПР, специальная программа по коррекции дислексии и обучение чтению. Все программы проводятся с элементами канис-терапии и под руководством квалифицированных специалистов (психолог, логопед).
В октябре 2019г проект удостоился второго Президентского гранта. Среди нового - занятия со слабослышащими детьми, совместно с детским городским сурдологическим центром.
Организаторы проекта обращают внимание, что «КниГАВ» проходят только в Санкт-Петербурге, но они открыты к сотрудничеству. Все подробности можно узнать по ссылке http://canistherapy.com/o-nas/
Важно понимать, что собака – это прекрасный слушатель, который никуда не спешит, не осуждает за ошибки, не раздражается, отвечает на внимание к себе с благодарностью, виляет хвостом и позволяет себя погладить.
Все, кого заинтересовал проект и есть желание опробовать практику в своем регионе, могут писать на почту proektKniGAV@yandex.ru .
Официальная группа vk.com/proektknigav
Кстати, вопреки распространенному мнению, что животные вызывают у маленьких детей аллергию, бывшая солистка группы «Блестящие» Ольга Орлова, ставшая мамой в 45 лет, считает, что лучшими нянями для полугодовалой дочери Анечки стали три ее собаки. Певица не препятствует общению малышки с домашними питомцами и уверена, что это не только избавит девочку от одиночества, но и поможет воспитать настоящего, доброго человека. Кстати, всех своих собак Ольга Орлова забрала из приюта.
«Что для нас важнее всего? Наши дети. С их рождением мы понимаем, как прекрасен наш мир! А еще так важно вырастить из них хороших людей, которые будут жить в гармонии с этим миром. С самого раннего детства я учу своих детей любить! Мои лучшие помощники в этом деле – животные. Те, что в сказках и те спасенные – которые живут у нас дома», - уточняет она.