НА ФОРУМАХ
59
162
1
176
1

Понимание смерти ребёнком

64b5dff2e0f34973c705a50cf8109352.jpeg

Я уже как-то писала о том, как говорить с ребёнком о смерти, тема эта важная, потому что рано или поздно вопросы возникают у всех детей и намного лучше, если они могут обсудить их с родителями, а не додумать что-то сами или получить информацию от сверстников. Как бы мы к этому не относились, смерть - это естественная часть жизни, её невозможно избежать. Однако понимание это приходит с возрастом по мере развития ребёнка, его мышления.

Младенцы и дети примерно лет до двух еще живут настолько в настоящем, что идея смерти как слишком абстрактная им недоступна. Формирование этой идеи начинается у детей примерно с двухлетнего возраста и проходит по мнению большинства исследователей три основные стадии.

Первая стадия (примерно до пяти лет)
В этот возрасте детям свойственно магическое мышление: все предметы для них одушевлённые, а события происходят для того, чтобы реализовывать их собственные желания, прямо как в сказке. А соответственно и смерть не воспринимается как что-то ужасное и необратимое. И уж точно она не имеет никакого отношения к самому ребёнку и его близким. Соответственно и отношение неэмоциональное. Эмоционально ребёнок может реагировать на смерть близких, но не на сам факт смерти, а на разлуку с ними. Причём под близкими я тут понимаю маму, папу и тех, с кем ребёнок проводит много времени, например, если он часто живёт у бабушки, то бабушка войдёт в этот круг, если же нет, то нет и в этом нет ничего ужасного. Ребёнок, который в 4 года не плачет от известия о смерти бабушки или дедушки это нормально. Он просто ещё не может осмыслить случившегося. Эмоционально ребёнок может реагировать на реакцию мамы. Если мама плачет и ей плохо, ребёнок тоже будет страдать, но уже из-за этого, а не из-за самой смерти.

Вторая стадия (примерно от 6-ти до 9-ти лет)
У ребёнка ещё присутствуют черты магического мышления, однако уже постепенно идея смерти становится более реалистичной, а значит и эмоциональная реакция на неё начинает формироваться. В этом возрасте дети склонны персонифицировать смерть, представляя в виде старухи с косой или какого-то другого существа. Это даёт ощущение, что с ней можно как-то договориться, а значит, все не так страшно. Иногда остатки магического мышления у ребёнка могут формировать идею, что чья-то смерть - результат его желания или "плохих" мыслей, что ведёт к появлению сильнейшего чувства вины. На этой стадии опять же очень важно, как реагируют на смерть родители: пугаются, плачут, грустят и так далее. Ребёнок этого возраста может принять идею смертности пожилых/старых людей, но отрицать или не замечать возможность смерти молодых.

Третья стадия (после 9-ти лет)
Факт неизбежности и необратимости смерти постепенно принимается ребёнком, однако даже в подростковом возрасте порой сохраняются элементы магического мышления, тогда подростки могу думать о том, что "вот они умрут и все поплачут", им кажется, что они смогут это пронаблюдать получить удовольствие от раскаяния тех, кто по их мнению плохо с ними обращался. Понимание необратимости смерти приходит через понимание конечности всех живых существ. Конечно же все это примеривается на себя, что вызывает тревогу, защищаться от которой подростки будут скорее всего так же как это принято в их семье. На этом этапе ещё сохраняется иллюзия собственной бессмертности, что может толка подростков на рискованное поведение.

В заключение скажу, что все возрастные рамки очень примерны, это скорее путь, чем точные сроки. Ну и конечно никто не отменял личных особенностей, особенностей культуры, в которой растёт ребёнок и личного опыта. Ну и повторюсь, с ребёнком важно говорить о смерти, чтобы не было лишнего страха и чтобы эта идея формировалась нормально.

Почитать еще:
Детская тревожность
Гиперопека

Здоровый свет