НА ФОРУМАХ
58
78
157
1

Век революции: кисточка перемен

События 1917 года мотивировали возникновение могучего пласта в изобразительном искусстве. Что и понятно, художники – люди восприимчивые. А тут по впечатлительным душам такой эмоциональный удар случился!

7c357f81c0970881217317f2f37e9516.JPG

Картин, посвященных переломному моменту в российской истории, создано множество. Великих и бездарных, понятных и замысловатых… Не знаю, согласятся ли со мной добрые посетители нашего сайта, но одно из показательных полотен на революционную тематику – это знаменитая работа Бориса Кустодиева «Большевик». Пожалуй, ее можно даже назвать символом 1917 года в изобразительном искусстве.



Композиция шокирует и завораживает. Мы видим Москву, улочки, причем, сплошь заполненные народом. Индивидуумов не разобрать, но массы людей дышит небывалой энергетикой. Отчего сразу становится понятно, что эти ребята имеют все, чтобы совершить переворот в истории. А чтобы развеять и оставшиеся сомнения, если таковые вдруг присутствуют, над домами возвышается исполинская фигура большевика.



Его ушанка, дерзкий шарфик, отчаянно красное знамя, но особеннорешительное и даже слегка фанатичное лицо, дают понять, мол, случившееся в 1917 году, закономерно и перемены неотвратимы. Двигать же тектонические плиты истории взялся народ, направляемый большевиками – тут уж не до шуток.

64b351d4df976b527984fe37670d80a7.jpg

Единственное препятствие, которое может как-то замедлить ход прогресса – это храм. Он, в трактовке автора, почти так же крепок, как и большевик. Но разве может церковь, патриархальный уклад противостоять революционному напору? Конечно, нет. По картине это прочитать проще простого.



Борис Кустодиев написал «Большевика» в 1920 году. В принципе, тогда уже можно было понять, куда движется страна. И, отмотав время чуть-чуть назад, показать, как же это начиналось.



Между прочим, «Большевика», как, собственно, и все картины, начиная с 1912 года, Кустодиев создавал, будучи прикованным к инвалидной коляске. Он писал лежа! Но именно последние 15 лет жизни обогатили искусство наиболее мощными, энергичными, жизнеутверждающими полотнами Бориса Михайловича. Художник не стеснялся акцентировать внимание публики на главном. Смело гиперболизировал, вносил элементы гротеска, в том числе.

48d632ea339becf913750a8e03fc4c1d.jpg

Потому, кустодиевские женщины дородны и раскованы даже несколько сверх приличий. Федор Шаляпин огромен на фоне обывателей. Большевик же – просто великан и титан ХХ века. Кстати, между знаменитой «Купчихой за чаепитием» и «Большевиком» всего 2 года, а какие разные сюжеты. Патриархальная пастораль с котиком и арбузными дольками, и волна народного гнева… Вот что революция с художниками делает!


517671a0acf7373b067f68a36455cfa8.jpg



Век революции: деньги смутных времен

Век революции: земляк земляка ненавидит наверняка

  "Великолепная десятка" Ильича

Здоровый свет