НА ФОРУМАХ
21
1
12
12

В. Поленов. "Христос и грешница"

Хотим мы соглашаться или нет, но надо помнить, что всё европейское искусство существует в парадигме христианства. Думаю, нелишне вспомнить об этом в преддверии Пасхи.

"Христос и грешница" В. Поленова - это одна из любимых картин, к которым я иду в Русский музей. Напротив нее я однажды просидела больше часа, и все это время не могла унять слез. В этот день я поняла выражение "целительная сила искусства".

Картина рассказывает о самом близком для каждого человека эпизоде из Евангелия. Как-то к Христу привели женщину, застигнутую в прелюбодеянии - значит, преступницу, нарушившую одну из главных заповедей. "и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?" Вопрос был задан коварный: фарисеи хотели уличить Христа во лжи, в нарушении того, чему он сам учил - ведь соблюдение Моисеева закона в этом случае нарушало бы другую заповедь "не убий".

Обычно при слове "грешница" нам чудится роскошная обольстительница, знающая толк в изысканных наслаждениях. Но Поленов изображает девочку-нищенку в оборванной одежде и стоптанных башмаках. Не в поисках удовольствий она ступила на путь греха, горька история ее короткой жизни. В ожидании казни она отшатнулась, но крепко держат ее руки мужчин, которые не с ней ли еще вчера прелюбодействовали, и огромна толпа жаждущих кровавого зрелища позади - не убежать, не избежать смерти.

Задыхаясь от праведного гнева, вопрошает Христа фарисей, указывая одной рукой на несчастную, а другой повелительно - на камни у себя под ногами, и уже кто-то сзади протягивает ему камень Именно эти фигуры находятся в центре картины, их динамичность и резкость приковывает внимание зрителя. Но лишь сначала.

Едва коснувшись взглядом фигуры Христа, уже не можешь от него оторваться. Сначала он кажется слабее фарисея. Композиционно Христос ниже всей толпы, он сидит у ступеней храма, устало поникла его натруженная рука... Но видите, как напряженно он смотрит на фарисея? Словно хочет понять, неужели этот неглупый человек не знает, насколько прост ответ, и видит, что не знает и не способен знать, потому что заповеди для него - всего лишь орудие в умелых руках. И вот сейчас смолкнет гневная речь - и прозвучат простые и великие слова, на века дающие нам надежду на милосердие и обязывающие к милосердию нас: "кто из вас без греха, первый брось на нее камень".

435639c9da062e76fe73265c843d2b7e.jpg
0
29.03.2016 09:23:47
Ох, я и темнота... Вот если бы я историю про эту картину не прочитала, у меня даже бы взгляд на ней не остановился...
Ссылка
0
0
04.04.2016 11:17:00
Я до этого, стыд сказать, по музеям ходила обзорно. А теперь  понимаю, как это интересно - одна картина. Вообще это одно из самых важных мест в Евангелии, на мой взгляд.
Родитель Ссылка
0
0
29.03.2016 15:49:53
Да, фигура Христа где-то в стороне от кажущегося пика событий, но чуть вглядевшись уже безошибочно понимаешь о чём тут речь...
Ссылка
0
0
04.04.2016 11:22:22
Да, я думаю, что в центр картины помещено именно человеческое в нас, фарисейское - осудить, забросать камнями. Тут ещё очень важно цветовое решение и композиционная роль пейзажа: тоже многое понимаешь, но уже надо хоть немного знать Евангелие.
Родитель Ссылка
0
0
05.04.2016 21:28:15
Почему-то кажется, что, не смотря на ответ Христа, девушка обречена. Не сейчас, так позже её всё равно найдут и убьют.
Ссылка
0
0
05.04.2016 21:51:00
Но ведь Христос и не собирался изменить мир мгновенно, хотя мог сделать чудо. Он утверждал необходимость духовного возрождения каждого человека и мира в целом.
Родитель Ссылка
0
0
08.04.2016 17:31:06
Очень сильная картина
Ссылка
0
0
08.04.2016 17:45:25
Да, но её с ходу не поймёшь, правда?
Родитель Ссылка
0

Здоровый свет