НА ФОРУМАХ
171
2
178
2
193
1

Территория экспериментов: IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена в «Царицыне»

Триеннале текстильного искусства и современного гобелена — самый масштабный в России конкурс работ, выполненных в технике ручного ткачества — пройдет в музее-заповеднике «Царицыно» летом 2021 года уже в четвертый раз. Триеннале продлится с 8 июля 2021 до 10 марта 2022 года.

1_Wlodzimierz Cygan.jpeg

Владимир Цыган (Польша). «Stairs». 2019. Материалы и техника: шерсть, сизаль, полиэстер, оптическое волокно; ручное ткачество

Для «Царицына» Триеннале текстильного искусства — один из главных выставочных проектов. В этом году ему исполняется ровно 10 лет. За десятилетие идея пережила ряд трансформаций, и нынешняя Триеннале, уже четвертая по счету, представляет собой уже не только выставку достижений ткацкого искусства, а междисиплинарный проект, в котором принимают участие как художники, работающие в традиционных техниках, так и авторы, чьи работы тоже вытканы вручную, но из материалов, не являющихся текстилем — из алюминия, пластика, неоновых трубок и многого другого. Часть экспозиции Триеннале этого года будет располагаться под открытом небом — в царицынском пейзажном парке. Для музея это еще один смелый шаг — парк становится новым выставочным пространством. «Во всем мире текстильное искусство занимает заметное место, — считает генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — В аэропортах, торговых центрах, театрах — везде можно встретить текстильные арт-объекты. На время Триеннале мы планируем создать в «Царицыне» территорию экспериментов, где художники смогут попробовать себя в разных форматах — например, в ландшафтном дизайне».

2_Nesis.jpeg

Юля Несис. «Перекати-поле» (16 предметов). 2020. Материал и техника: лён, конопля, джут, металл.; ткачество, авторская техника. Фото: Дмитрий Щелоков/«Царицыно»

Конкурс на участие в IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходил с января по март 2020 года. Организаторы получили 207 заявок от художников из 12 стран. Отбор работ производился экспертной группой, в которую вошли главный хранитель фондов Латвийского национального художественного музея Велта Раудзепа, исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, куратор и главный специалист по современному искусству Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков, директор Института искусств Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина Николай Бесчастнов, архитектор Сергей Чобан и другие. В шорт-лист конкурса вышли 69 авторов, из которых 14 инсталляций предназначаются для экспонирования под открытым небом, 9 — для парадных залов Большого дворца и Хлебного дома, 16 являются арт-объектами с элементами ткачества и 40 — традиционными гобеленами.

3_Malik Mukanov.jpeg

 
Малик Муканов. «Идентификация». 2019. Материал и техника: хлопчатобумажная нить, шелковая нить с люрексом, смесь шерстяной и шелковой пряжей, тканевые аппликации; ручное ткачество  

К Триеннале подготовлена большая параллельная программа, часть событий которой адресована профессионалам, но большинство мероприятий — лекций, мастер-классов, творческих встреч, кураторских и авторских экскурсий — будут интересны абсолютно всем посетителям «Царицына». Расписание всех событий будет опубликовано в первые дни работы Триеннале на сайте музея и в социальных сетях.

В рамках Триеннале в музее традиционно будет работать выставка-сателлит — персональная экспозиция «Эволюция взгляда» латвийской художницы Эдит Паулс-Вигнере, младшей сестры композитора Раймонда Паулса, участницы «новой» текстильной волны 1960-1970 годов. А в сувенирном магазине можно будет найти наборы для творчества, разработанные художниками из «Текстильной лаборатории» — 11 уникальных рамок для эксперимента с ткачеством.

4_Marina Rusanova.jpeg
Марина Русанова. «Странствие (3)». 2021. Материал и техника: шерсть, ручное ткачество

Музей-заповедник «Царицыно» обладает уникальной коллекцией произведений авторского ткачества XX века, которая не имеет аналогов в России. Это наиболее полное на территории России и стран СНГ собрание работ ведущих мастеров бывших союзных республик СССР. Музей активно пополняет свои фонды старинными европейскими и русскими шпалерами. Наконец, последние десять лет «Царицыно» целенаправленно выстраивает связи с современными мастерами, чьи произведения также поступают в коллекцию. IV Триеннале современного текстильного искусства и современного гобелена — логичное продолжение большой исследовательской работы «Царицына» в области актуального декоративно-прикладного искусства и часть просветительской деятельности музея.
5_Alexandra Ostrovskaya.jpeg

Александра Островская. «Дневник пандемии». 2020. Материал и техника: стекло, москитная сетка, газета, упаковочные материала, шерсть, лен, хлопок; ежедневное спонтанное ткачество в течении локдауна​ весной 2020 года. Фото: Вадим Гортинский

Кураторы IV Триеннале: Ольга Докучаева (музей-заповедник «Царицыно»), Виктория Петухова (музей-заповедник «Царицыно»), Сергей Гавин (Ассоциация художников декоративных искусств Московского союза художников). Сокуратор: Сергей Чобан, российский и немецкий архитектор, член Союза немецких архитекторов (BDA), Союза архитекторов России и Союза художников России. Дизайнеры выставочного проекта: Сергей Чобан и Александра Шейнер.

6_Elena Junkova.jpg

 

Елена Юнькова. «Море в стакане». 2021. Материал и техника: вторичное сырье (старая одежда, скатерти, постельное белье), мешковина, вискоза, шелк, шерсть, акрил; ручное ткачество

Основные положения и правила, список участников IV Триеннале и всю актуальную информацию можно найти на музейном сайте — https://tsaritsyno-museum.ru/events/exhibitions/p/iv-textile-and-tapestry-triennial/.


Здоровый свет