НА ФОРУМАХ
60
79
157
1

Музей русского импрессионизма открывает выставку «Импрессионизм и испанское искусство»

С 10 октября 2019 года в Музее русского импрессионизма можно увидеть около 60 живописных работ, скульптуру и графику из четырнадцати ведущих музеев Испании и частных коллекций. Выставка проводится при участии Фонда «Aurea Cultura i Art» и поддержке Посольства Испании в России.

Выставочный проект впервые в России представляет испанское искусство рубежа XIX–XX веков в таком объеме. Он познакомит публику с творчеством восемнадцати испанских художников, которые работали бок о бок с французскими импрессионистами и участвовали в первых выставках нового направления в европейском искусстве. На выставке демонстрируются картины Хоакина Сорольи, Рамона Казаса, Мариана Пиделасерры, Игнази Мальола, Сантьяго Русиньоля, Рикарда Каналса, Игнасио Cулоаги, Жоакима Мира, Пере Изерна, графика Дарио де Регойоса, Изидре Нонеля и скульптура Рикарда Гино.

1.png

Игнази Мальол. Кусты роз (Коста Брава). 1920. Национальный музей искусства Каталонии

2.png

Эрменехильдо Англада-Камар. Белый павлин. 1904. Коллекция Кармен Тиссен-Борнемиса

3.png

Хоакин Соролья. Сорванцы на пляже. Валенсия. 1899. Музей Изобразительных Искусств в Астуриас.

4.png

Хоакин Соролья. Скалы в Хавеа и белая лодка. 1905. Коллекция Кармен Тиссен-Борнемиса

5.png

Хоаким Мир. Бездна. Майорка. ок. 1901_1904. Коллекция Кармен Тиссен Борнемиса.

О тесных связах испанских художников с французскими импрессионистами свидетельствуют интересные биографические истории. Так, каталонец кубинского происхождения Пере Видал де Соларес изображен на известной картине Пьера Огюста Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт» из собрания Музея Орсэ.

Со знаменитой мельницей Мулен де ла Галетт, символом Монмартра, связаны судьбы еще двух художников-друзей — Сантьяго Русиньоля и Рамона Казаса. Вдохновленные импрессионизмом оба испанца жили и творили в Париже в начале 1890-х, а вернувшись в Барселону, открыли артистическое кафе «Четыре кота» по образу и подобию легендарного парижского кабаре «Черный кот». Именно здесь прошли первые выставки молодого Пабло Пикассо.

6.png

Сантьяго Русиньоль. Эрик Сати играя на гармониуме, 1891. Частная коллекция, Барселона.

7.png

Рикард Каналс. Ванна. Ок. 1905. Национальный музей искусства Каталонии.

8.png

Рамон Касас. Терраса. 1892. Коллекция Кармен Тиссен Борнемиса.

9.png

Мариано Фортуни. Улица Гранателло в Портичи. 1874. Коллекция Вида Муньона. Альмерия.

10.png
Мариан Пиделасерра. Желтые бани. Утреннее солнце. ок. 1900-1901. Коллекция Касакуберта Марсанс.

Художник Игнасио Cулоага, чрезвычайно популярный на рубеже XIX–XX веков, с 1890 года жил в Париже, на Монмартре, и дружил с Анри Тулуз-Лотреком, Эдгаром Дега, Полем Гогеном, вместе с ними участвовал в выставках, переписывался с Огюстом Роденом. Любимыми темами Сулоаги были народный танец фламенко, средневековая испанская архитектура и цыгане. В начале ХХ века именно благодаря Игнасио Сулоаге был заново открыт великий Эль Греко, появилась мода на испанскую живопись, собирать которую стали многие художники и коллекционеры, включая Ивана Щукина.

11.png
Исидре Нонель. Пляж Аренис». 1891. Коллекция Соланик-Марторелл, Барселона.

12.png Игнасио Сулоага.Чарльз Морис и его жена. 1896. Музей Игнасио Сулоага. Кастильо де Педраза

13.png
Дарио Регойос. Сети. 1893. Частная коллекция, Мадрид

14.png
Аурелиано де Беруэте и Морет. Вид на юг Толедо из Лос Сгарралес. ок. 1895. Музей Санта-Круз

15.png
Адольфо Гийяр. Портнихи в парке. 1884-1885. Коллекция Ибердрола, Бильбао.

Испанские живописцы, работавшие в импрессионистической манере, были в зоне пристального внимания русских мастеров. Так, Илья Репин выделял среди всех Мариано Фортуни и писал о нем: «Фортуни поразил всех современных художников Европы недосягаемым изяществом в чувстве форм, колорите и силе света». Павел Чистяков, педагог живописи и рисунка в Императорской академии художеств, вдохновлял своих учеников работами Фортуни. Почетное прозвище «Фортуни» за свою акварельную технику получил во время учебы у Чистякова Михаил Врубель. На испанского мастера обращали внимание Валентин Серов и Василий Поленов. Мариано Фортуни был отцом не менее известного модельера и театрального художника, которого тоже звали Мариано. Фортуни-младший изобрел особый способ обработки шелка, который стал называться «плиссировки Фортуни», а его клиентками были Айседора Дункан и Сара Бернар.

Наконец, один из самых известных испанских художников рубежа XIX–XX веков —Хоакин Соролья — будет представлен на выставке сразу четырьмя работами, три из которых приедут из Испании: «Скалы в Хавее и белая лодка», «Сорванцы на пляже, Валенсия» и «Купание».

На выставке «Импрессионизм и испанское искусство» живописные работы дополнят графика и скульптура каталонца Рикарда Гино. В начале 1900-х годов художник посещал школу искусств на Монмартре, а в 1913 году был помощником Огюста Ренуара и работал над скульптурными проектами в загородной резиденции великого мастера.

Всего в проекте участвуют 13 художественных музеев Испании, в числе которых: Национальный музей искусства Каталонии, Барселона; Музей Монсеррата (Аббатство Монсеррат); Библиотека-музей Виктора Балагера, Виланова-и-ла-Желтру; Музей Кармен Тиссен, Малага; Музей Иг насио Сулоаги, Кастильо-де-Педраса; Музей истории Жироны; Музей современного искусства, Таррагона; Музей истории Барселоны; Музей изящных искусств Астурии, Овьедо; Музей модернизма, Барселона; Музей Гаррочи, Олот; Музей музыки Барселоны — ЛʼАудитори; Музей Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид; Музей Санта-Крус (Министерство культуры и спорта), Толедо.

По материалам пресс-службы Музея русского импрессионизма


Здоровый свет