Ученик бакалейщика, сахарный магнат, создатель всемирно известной галереи…
Генри Тейта в Англии да и во всем мире знают все просвещенные люди. Ну как же, именно в Лондоне находится знаменитая галерея Тейт.
Создатель галереи нажил свое богатство на производстве сахара. Он действительно нажил, вернее, наработал это самое богатство, начав карьеру в Ливерпуле с ученика бакалейщика. Выбиться в люди Тейту помог случай и, наверное, бизнес-чутье. Просто у одного бедолаги никто не покупал изобретенную им машинку для распиливания сахара на правильные ровные кусочки (в то время сахар просто раскалывали щипчиками), а Тейт машинку приобрел, что называется, за три копейки и через какое-то время открыл сахарный магазин, потом купил сахарный заводик, потом создал компанию по производству сахара-рафинада.
А вот свои миллионы Генри Тейт тратил не только на себя, а в основном на благотворительность: поддерживал колледжи и больницы, библиотеки и университеты, молодых художников.
Знаменитая Галерея Тейт считается крупнейшим музеем мира. Она открылась в 1897 году, когда самому Генри Тейту было уже 78 лет. Он выделил на строительство галереи 80 тысяч фунтов и, естественно, отдал туда все свои картины, которые он собирал: Тейт был поклонником викторианской живописи. Через год Тейту дали звание баронета. Он отказывался, но ему намекнули, что в противном случае обидится королева. Генри Тейт умер в Лондоне в 1899 году.
Галерея, названная в его честь, годами наращивала свой потенциал. И буквально с самого начала встал вопрос расширения территории, поэтому через 13 лет к первоначальному зданию, спроектированному Смитом, пристроили еще несколько залов, в которых в основном выставили картины Тернера. Дело в том, что сам Тернер завещал все свои произведения, в том числе и незаконченные, государству. Сейчас полотна Тернера выделены в отдельную специально созданную под Тернера галерею Клор, которая находится внутри головного здания и является частью галереи Тейт. Галерея Клор была открыта в 1987 году. Свое название она получила в честь сэра Чарльза Клора, который выделил средства на строительство галереи (фотографировать полотна Тернера как-то рука не поднялась)
Еще раньше, в 1979 году открылись залы для современного искусства. Вообще в галерее Тейт сейчас на хранении находятся более 60 тысяч произведений искусства, в том числе не только живопись, но и скульптура, гравюры и рисунки, фотографии. В 2000 году было решено разделить галерею на две части, и сейчас она существует как Тейт Бритэн и Тейт Модерн, куда перевели современное искусство.
Вход в галерею Тейт бесплатный, кроме некоторых временных экспозиций.
Конечно, об этой галерее можно рассказывать часами и ходить по ней бесконечно. Здесь найдется место всем: интеллектуалам, молодежи, старичкам, детям. Музей все время что-то придумывает и организовывает. В выходные, например, вывозят так называемую «художественную тележку», и любой тут найдет для себя полезное развлечение, какую-то игру, узнает что-то новое. Мне показалось (а я была здесь последний раз не в сезон, в середине зимы), что больше всего посетителей было все же в галерее Клор, в залах, посвященных Тернеру. Во всяком случае, иностранцы там получали истинное наслаждение, любуясь картинами, которых нигде больше увидеть невозможно.
А вот молодежь тусовалась в залах современного искусства. Понять смысл многих экспонатов сложно, если не вдаваться в подробности и не знать всю подноготную. И тем не менее я сфотографировала именно то, что мне лично было не совсем понятно в надежде понять позже. Ну что ж, надежда, как говорится, умирает последней.
Галина Мумрикова