Авторские размышления о тех, кто работает в декоративно-прикладном искусстве
Текст: Галина Мумрикова
Очень хочется отвлечься от выставочного компонента и просто поделиться своими мыслями по поводу современной тонкой художественной керамики, которая у нас вниманием явно не обделена. Проводятся выставки, да и само «братство керамистов» показалось мне довольно дружной гильдией профессионалов, которые и помогают друг другу, и учатся друг у друга. Впрочем, возможно, мне показалось.
Работа Марины Пашковой
Все они разные. И стили у всех разные, независимо от того, что они делают, для кого, как себя позиционируют. И все умеют выстаивать композиции, могут себя подать. Но самое главное: керамисты – люди увлеченные. Тоже все до единого.
Двенадцать художников, чьи изделия оказались у меня перед глазами, отобрались только лишь потому, что мне прислали фотографии их работ с весенней выставки, которая проходила в Восточном Культурном Центре Института востоковедения РАН. И, хотя там на первом плане присутствовали представители икебаны, керамисты были отнюдь не на втором, а, скорее, просто на равных.
Работа Татьяны Бригадировой
Итак, начну, пожалуй, с Татьяны Бригадировой. Она – член Союза художников Москвы, награждена дипломом Российской академии художеств и благодарственной грамотой министра культуры РФ, и ее работы осели во многих российских музеях. Как-то она сказала: «…сюжеты моих работ – это осознание какой-то ситуации». Татьяна работает со многими материалами – шамотом, фарфором, стеклом и даже с бронзой. И в керамике она – истинный живописец обнаженной модели. Живописец утонченный и разноплановый.
Николай Муминов Порыв. Глина, зольная глазурь. Высокий дровяной обжиг.
А вот Николай Муминов – автор печи Анагама Булочка на Академической даче художников им. И.Е.Репина. Он участник и куратор дровяных высоких обжигов, который проводится при температуре 1200–1250 °C. Вообще-то вся керамика до конца XIX века была керамикой дровяного обжига, при котором образуется естественная «глазурь». Его работы «Плод», «Порыв», «Вдох» лаконичны. Как лаконичны и сами названия, стопроцентно соответствующие созданному образу.
Анастасия Григораш очень часто работает без эскиза, считая, что такой метод позволяет ей добиться большей свободы. Она и вправду пробует себя в самых разных стилях – от классики до концептуализма. Настя – личность увлекающаяся, занимается и живописью, и фотографией, что позволяет ей реализоваться еще и в скульптуре, и в дизайне, и, конечно же, в керамике.
Екатерина Пономарева Вазы. Шамот, глазурь
Екатерина Пономарева тоже создает художественную керамику для интерьера, окончив курс «Предметный дизайн» Высшей школы дизайна. Ее, видимо, очень привлекает архитектура, и потому она так вдохновлена сложными геометрическими объектами, которые при ближайшем рассмотрении не кажутся сложными, потому что в них преобладают теплые или сочные тона, вызывающие лишь позитивные эмоции.
Оксана Горбунова. Вазы, шамот, глазури
Ольга Андреева. Вазы, шамот, глазури
Вазы Оксаны Горбуновой требуют, безусловно, своего дополнения. Хотя могут существовать и самостоятельно. Внедрить их в соответствующий интерьер позволяет слегка абстрактный декор, который внешне выглядит как часть масляного полотна. А вот «квартет» ваз у художника и преподавателя керамики Ольги Андреевой – своеобразная борьба противоположностей, контраст светлого и темного, и такой живой, запоминающийся.
Евгения Цветкова. Trollius
Евгения Цветкова пришла в керамику после двадцати лет работы юристом (и такое бывает). Она так и написала про себя: «…с подачи своих учителей в керамике полюбила коллективные обжиги – «раку», дровяные печи, огненные скульптуры». Взгляните на ее «Заморозки» или «Тополиный пух». Да, единство формы и содержания.
Мария Коне. Движение. Шамот, глазури
Мария Коне тоже когда-то была и ивент-менеджером, и маркетологом, но потом пришла в керамику и осталась в ней. Последние годы активно участвует в коллективных дровяных обжигах, выставках, занимается собственными творческими проектами. Очень понравился ее объект-образ кобры, ваза в японском стиле минимализма. Чувствуется, что потенциал у нее не маленький, ей есть что сказать.
Анна Орлова. Вазы. Шамот, глазури
Керамист Анна Орлова считает, что в своем творчестве она следует за материалом, поэтому у нее получаются такие колористические абстракции, которые вроде бы очень просты по форме, но в кажущейся повторяемости рисунка реально есть что-то уж очень рукотворное, как будто над каждой ячейкой, над каждой выемкой трудился в поте лица художник.
Светлана Осипова Ваза из серии Хвост каменной русалки. Каменная масса, пигмент
У участницы многочисленных выставок Светланы Осиповой творческий псевдоним SipArt. Ее вазы из серии «Хвост каменной русалки» – законченные объекты, хотя имеют и абсолютно утилитарное предназначение. Вроде как вазы для цветов. С одной стороны. А с другой – панно. Просто его закруглили, то есть как бы сюжет панно перенесли на округлые бока ваз.
Работа Марины Пашковой
От керамики Марины Пашковой невольно заряжаешься какой-то первородной энергией и силой, а от работ Лоры Урусовой веет теплом, уютом, комфортом, счастьем бытия.
Изделия Лоры Урусовой
Приношу благодарность Ольге Лапшиной, мастеру икебаны, куратору выставочных проектов, автору проекта АРТ-ИКЕБАНА, члену STA - международной ассоциации икебана СОГЭЦУ г. Токио (Япония), члену Московского филиала СОГЭЦУ за предоставленную информацию и фотоматериалы.