НА ФОРУМАХ
102
1
160
1
187
1

Картина Н. Ге "Тайная вечеря"

adaabac2e9bc1c49ce52ce9df6f48568.jpg

В Страстной четверг самое время поговорить о том, как сюжет Тайной вечери отражён в искусстве. Все сразу вспомнят о знаменитой фреске Леонардо да Винчи. -. Но на мой непросвещенный вкус,  картина Н. Ге "Тайная вечеря" - едва ли не сильнейшая в мировой живописи картина на эту тему.

Художник нарушил канон и избрал необычную композицию: Христос изображен не сидящим за столом рядом со своими учениками, когда слова "Один из вас предаст меня" еще не произнесены или только что прозвучали. Перед нами развязка: уже всем ясно, кто избран на эту роль, уже ничего не изменить. Уже навсегда закрылся от света истины Иуда, в котором человеческое, сиюминутное возобладало над божественным, вечным.

Из всех апостолов выделяются два: самый младший, Иоанн, лицо которого выражает безмерное изумление. Художник запечатлел миг крушения веры Иоанна в единство учеников Христа и нежелание эту веру принять. Однако он не разочарован, а поражен тем, что, узнав любовь, можно от нее отказаться, и словно готов окликнуть Иуду, попробовать вернуть его. Но он - ученик Христа и знает, что свершается предсказанное, чему он не вправе мешать, хотя его сердце рвется от боли.

Второй - апостол Петр. Он умудрен жизненным опытом, знает, как слаб человек, как сильно бывает искушение. Он не осуждает и не удивляется - просто смотрит на Иуду и словно думает: "Так вот на кого пал жребий". Но еще не знает, как слаб он сам: ему скоро предстоит трижды до рассвета отречься от Учителя. Но знаем об этом мы, и в фигуре Петра чудится нам напоминание не быть уверенными в собственной силе духа и надежности.

Фигуры Христа и Иуды контрастны. Христос уже готов принять тяжесть неизбежного, хотя и горько ему, что предаст его один из лучших учеников (вспомним, Иуда был казначеем - эта должность предполагала заслуженное доверие). Христос не хочет на него смотреть, ему по-человечески больно. Но вот только ли от предательства? Не оттого ли, что это его миссия обрекла одного из лучших, избранных им среди прочих, на страшную участь? Разве не он возложил на плечи Иуды немыслимую тяжесть?  Мы понимаем, что с этого момента в Христе остаётся все меньше человеческого и становится все больше божественного.

Наконец, ключевая фигура. Вопреки ожидаемому, Иуда изображен не как предатель: в его позе ничего слабого, сдающегося; наоборот, он весь - движение и протест. Да, он должен предать Учителя, но ведь это предательство - то, ради чего он был рожден. Если бы не он, не завершилось бы превращение Сына Человеческого в Спасителя, не было бы явлено миру чудо Воскресения, торжество Пасхи. Тяжела Иуде эта ноша, унизительна и страшна плата за нее - навсегда остаться символом величайшей подлости.

Картина говорит нам о том, что есть некая предопределенность в нашей судьбе, и великая мудрость - принять то, что мы бессильны изменить: принять как данность, как часть нашей задачи, если угодно, миссии на земном пути, какой бы невыносимой, противоестественной ни казалась эта данность.


Читайте также:

Страстная неделя          
Обряды и обычаи страстной недели

Здоровый свет