Так получилось, что в жилой квартал Коппеде в Риме я попала случайно – бывает и такое. Ехала в одно место, но, не дождавшись трамвая, пошла пешком и очутилась в «стране итальянского модерна».
Да, стилю модерн с его весьма условными хронологическими границами был уготован очень короткий период примерно в 20-25 лет. В каждой стране модерн развивался по-разному: довольно классический французский ар нуво отличался от австрийского сецессиона, а немецкий югендстиль от американского тиффани и английского модерн-стайл.
В Италии модерн называли «либерти». Именно в стиле либерти архитектору из Флоренции Джино Коппеде поручили выстроить в Риме целый квартал и при этом никак не ограничивали в творчестве. Вот он и понастроил, смешав все: арки, колонны всех ордеров, а получилась симпатичная эклектика, в которой есть элементы античности, ренессанса, барокко. В целом же выдержан модерн с его текучими растительными формами, тот самый модерн, развитие которого резко оборвала Первая мировая война.
Аргентинская церковь на площади Буэнос-Айрес
Квартал начали строить в 1915 году рядом с площадью Буэнос-Айрес. На этой площади находится аргентинская церковь Chiesa di Santa Maria Addolorata с интересной мозаикой на фронтоне. Она была сооружена в 1915 году, а средства на ее постройку собирали аргентинские епископы в честь 100-летия государства Аргентина.
Здания в виде палаццо или больших многоквартирных домов имеют все украшательства модерна: пышная лепнина, фигурки животных, фрески. При этом использовались строительные модерновые материалы – железобетон, керамика, стекло, медь и т.д. Цвет зданий также выдержан в нежных розово-табачных тонах. Да и поэтичные названия (Дворец Паука, Дом фей) также присущи модерну.
В 1924 году в центре площади Минчио появился фонтан лягушек, выстроенный уже в стиле барокко и напоминающий знаменитый фонтан черепах в бывшем еврейском гетто. Известно, что участники группы «Битлз» искупались в этом фонтане прямо в одежде после концерта в клубе «Пайпер», который находился рядом.
Сейчас здания квартала Коппеде используются по своему назначению. Это безусловно дорогостоящее жилье. Здесь размещаются посольства некоторых стран. Рядом с площадью Минчио в родном из зданий на первом этаже слышались детские голоса – всего лишь музыкальное занятие в детском саду. Кое-какие фасады в строительных лесах – время делает свое «черное» дело, так что приходится все время что-то ремонтировать.
Нельзя сказать, что по кварталу толпами ходят туристы: их здесь вообще нет, и люди тут живут своей жизнью, вроде как рядом с историческим шумным центром и вроде как «за фасадом» туристских троп. И слава Богу! Здесь должно быть тихо, просто тихо.