Известный меценат, московский губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов, начиная с 1772 года, создавал и поддерживал актёрскую труппу, которая изначально давала представления в его домашнем театре. В то время многие дворяне увлекались домашними театрами. Но Пётр Васильевич пошел дальше, планы его были более грандиозными. И вот 17 (28 по н. ст. ) марта 1776 года последовало высочайшее соизволение, подписанное самой Екатериной II –
содержать ему театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады, а кроме его, никому никаких подобных увеселений не дозволять во все назначенное по привилегии время, дабы ему подрыву не было |
Увы, здание на Большой Петровской улице сгорело ещё до того, как его открыли. Дела князя пришли в упадок, и он передал ведение труппы своему компаньону, англичанину, выпускнику Оксфорда, Маколу Меддоксу. Меддокс приехал в Россию дабы занять должность преподавателя математики у Павла I, но как-то вдруг ненароком увлёкся театром. Будучи человеком энергичным и предприимчивым, он выстроил на пустыре, который постоянно затопляла Неглинка, вопреки войне и пожарам каменное здание театра, которое распахнуло свои двери перед публикой в 1780 году. Как раз на том самом месте, где теперь и находится Большой театр. Только тогда он назывался Большим Петровским, поскольку фасадом выходил на Петровку. Это был первый в Москве постоянный театр. Но в 1805 году и он сгорел. В течение последующих 20 лет труппа работала на самых разных сценических площадках.
Петровский театр
В начале 20-ых годов 19 столетия решено было перестроить всю площадь стиле классицизма. За проект взялся архитектор Осип Бове. Площадь была перестроена полностью, в этом же стиле было возведено и величественнейшее здание театра, который теперь уже называли просто Большим.
Вот как описывал его юный Михаил Лермонтов –
На широкой площади возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон |
Слава театра росла, особенно была знаменита во всём мире его балетная труппа.
Гравюра 1825 года
Осип (Джузеппе) Иванович Бове (1784 - 1834 гг)
Но 11 (24 по н. ст. ) марта 1853 года москвичи в ужасе наблюдали над городом клубы черного дыма. Горел Большой театр. Здание его было тогда одним из крупнейших в Москве, и пожар было видно отовсюду. Пожар начался в одной из столярных мастерских и вскоре охватил всё здание. В огне погибли театральные костюмы, декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты. Само здание представляло собой обгорелые развалины – портик, колонны, части стен. Урон был нанесен колоссальный, и оценивался он в 10 миллионов рублей. Представить себе эту сумму поможет такой факт – директора столичных департаментов получали в год от 3 500 до 5 000 рублей.
Восстанавливать театр пригласили известного петербургского архитектора Альберто Кавоса. Кавос был опытным театральным зодчим – он возводил Мариинский и Михайловский театры в столице – и знал все тайны и особенности устройства театрального здания, в том числе и акустики. Кавос слегка изменил архитектуру Бове, сохранив уцелевшие колонны и части стен. Аполлона на портике заменили скульптурой по модели знаменитого скульптора Петра Клодта. Её отлили на гальванопластических заводах герцога Лейхтенбергского и покрыли сверху красной медью. Особенно тщательно Кавос рассчитывал косые линии зрительного зала. Он строил его по принципу скрипки – чтобы звук, идущий со сцены, был слышен в каждом уголке зала. Была расширена и углублена оркестровая яма, для обшивки стены, создания плафонов, конструкций балконов ярусов и пола партера использовали резонансную ель, из которой создают скрипки. Все элементы роскошного убранства сделаны из папье-маше – это тоже способствовало акустике. Для начала их покрыли меловой грунтовкой, а потом позолотили. Зал зазвучал…
Альберто Катеринович Кавос (1800 - 1863 гг)
20 августа (2 сентября по н. ст. ) 1856 года – еще одна дата в истории Большого театра. Именно в этот день состоялся первый спектакль в обновлённом, возрождённом здании.
Это массивное здание отличается некоторой тяжеловесностью. Но в этой тяжеловесности есть своеобразная прелесть и импонирующая величественность. Зрительный зал Большого театра славится своей величиной и необыкновенной акустикой. Считая партер, в нём 6 ярусов, и вмещает он 2,5 тысячи зрителей |
28 октября 1941 года 500-килограммовый фугас пробил стену фасада, разорвавшись в вестибюле. Архитектор и академик Александр Великанов возглавил ремонтную группу, которая тут же начала работы по восстановлению лепнины, стен, скульптур. Работать приходилось в неотапливаемом помещении, при тусклом свете. Но несмотря ни на что шедевр русского зодчества сберегли, сохранили, и труппа театра, вернувшаяся из эвакуации, возобновила свои выступления на основной сцене Большого 26 сентября 1943 года.
Славу театра составили знаменитые певцы и танцоры, дирижеры, балетмейстеры, среди них Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, И.С.Козловский, А.В.Нежданова, Н.А.Обухова, Е.В. Гельцер, Г.С.Уланова, М.М.Плисецкая, Е.С.Максимова, В.В.Васильев, М.Э.Лиепа, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, Н.Д.Римский-Корсаков, С.С.Прокофьев.
Галина Сергеевна Уланова (1909 - 1998 гг)
Сегодня Большой театр является одним из крупнейших мировых музыкальных театров и центром российской культуры. В его труппе работают более 900 человек.