НА ФОРУМАХ
19
27
134
1

Исторические вехи Большого театра

f1ca2481d41329998929caeff4346b1d.jpg

Известный меценат, московский губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов, начиная с 1772 года, создавал и поддерживал актёрскую труппу, которая изначально давала представления в его домашнем театре. В то время многие дворяне увлекались домашними театрами. Но Пётр Васильевич пошел дальше, планы его были более грандиозными. И вот 17 (28 по н. ст. ) марта 1776 года последовало высочайшее соизволение, подписанное самой Екатериной II –
содержать ему театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады, а кроме его, никому никаких подобных увеселений не дозволять во все назначенное по привилегии время, дабы ему подрыву не было
Дела театральной труппы пошли в гору, и спустя еще три года Урусов подает новое прошение – о продлении его привилегии еще на десять лет с обязательством выстроить для труппы постоянное театральное здание. На тот момент труппа состояла из 43 человек - 13 артистов, 9 актрис, 4 танцовщиц, 3 танцоров, балетмейстера и 13 музыкантов. И оперная, и драматическая части труппы составляли единое целое. А в составе были как крепостные, так и приглашенные зарубежные звёзды.

Увы, здание на Большой Петровской улице сгорело ещё до того, как его открыли. Дела князя пришли в упадок, и он передал ведение труппы своему компаньону, англичанину, выпускнику Оксфорда, Маколу Меддоксу. Меддокс приехал в Россию дабы занять должность преподавателя математики у Павла I, но как-то вдруг ненароком увлёкся театром. Будучи человеком энергичным и предприимчивым, он выстроил на пустыре, который постоянно затопляла Неглинка, вопреки войне и пожарам каменное здание театра, которое распахнуло свои двери перед публикой в 1780 году. Как раз на том самом месте, где теперь и находится Большой театр. Только тогда он назывался Большим Петровским, поскольку фасадом выходил на Петровку. Это был первый в Москве постоянный театр. Но в 1805 году и он сгорел. В течение последующих 20 лет труппа работала на самых разных сценических площадках.

db17c91e5b99a5f19ef3fe073e9fcd50.jpg
Петровский театр

В начале 20-ых годов 19 столетия решено было перестроить всю площадь стиле классицизма. За проект взялся архитектор Осип Бове. Площадь была перестроена полностью, в этом же стиле было возведено и величественнейшее здание театра, который теперь уже называли просто Большим.
Вот как описывал его юный Михаил Лермонтов –
На широкой площади возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон
6 (18 по н. ст. ) января 1825 года перед началом представления на новой сцене зал овациями приветствовал зодчего Осипа (Джузеппе) Ивановича Бове.  А давали в тот вечер балет испанского композитора Фернандо Сора «Сандрильона» («Золушка»).
Слава театра росла, особенно была знаменита во всём мире его балетная труппа.

f8893a8651ae9763b5ab85ee8cbfa440.jpg
Гравюра 1825 года
cbe251f2e71e2de27ffdf7c733ee1780.jpg
Осип (Джузеппе) Иванович Бове (1784 - 1834 гг)

Но 11 (24 по н. ст. ) марта 1853 года москвичи в ужасе наблюдали над городом клубы черного дыма. Горел Большой театр. Здание его было тогда одним из крупнейших в Москве, и пожар было видно отовсюду. Пожар начался в одной из столярных мастерских и вскоре охватил всё здание. В огне погибли театральные костюмы, декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты. Само здание представляло собой обгорелые развалины – портик, колонны, части стен. Урон был нанесен колоссальный, и оценивался он в 10 миллионов рублей. Представить себе эту сумму поможет такой факт – директора столичных департаментов получали в год от 3 500 до 5 000 рублей.

Восстанавливать театр пригласили известного петербургского архитектора Альберто Кавоса. Кавос был опытным театральным зодчим – он возводил Мариинский и Михайловский театры в столице – и знал все тайны и особенности устройства театрального здания, в том числе и акустики. Кавос слегка изменил архитектуру Бове, сохранив уцелевшие колонны и части стен. Аполлона на портике заменили скульптурой по модели знаменитого скульптора Петра Клодта. Её отлили на гальванопластических заводах герцога Лейхтенбергского и покрыли сверху красной медью. Особенно тщательно Кавос рассчитывал косые линии зрительного зала. Он строил его по принципу скрипки – чтобы звук, идущий со сцены, был слышен в каждом уголке зала. Была расширена и углублена оркестровая яма, для обшивки стены, создания плафонов, конструкций балконов ярусов и пола партера использовали резонансную ель, из которой создают скрипки. Все элементы роскошного убранства сделаны из папье-маше – это тоже способствовало акустике. Для  начала их покрыли меловой грунтовкой, а потом позолотили. Зал зазвучал…

eb1d334c712df951640a3d1353c0ff5a.jpg
Альберто Катеринович Кавос (1800 - 1863 гг)

20  августа (2 сентября по н. ст. ) 1856 года – еще одна дата в истории Большого театра. Именно в этот день состоялся первый спектакль в обновлённом, возрождённом здании.

fe45fac266c49c251e1e850f9416a7be.jpg

Это массивное здание отличается некоторой тяжеловесностью. Но в этой тяжеловесности есть своеобразная прелесть и импонирующая величественность. Зрительный зал Большого театра славится своей величиной и необыкновенной акустикой. Считая партер, в нём 6 ярусов, и вмещает он 2,5 тысячи зрителей
- так  рассказывает о нем путеводитель «Прогулки по Москве» 1917 –ого года издания.

1df812dc9bdf1bdf5bbea261d39dc3e4.jpg

28 октября 1941 года 500-килограммовый фугас пробил стену фасада, разорвавшись в вестибюле. Архитектор и академик Александр Великанов возглавил ремонтную группу, которая тут же начала работы по восстановлению лепнины, стен, скульптур. Работать приходилось в неотапливаемом помещении, при тусклом свете. Но несмотря ни на что шедевр русского зодчества сберегли, сохранили, и труппа театра, вернувшаяся из эвакуации, возобновила свои выступления на основной сцене Большого 26 сентября 1943 года.  

9313df35ba50d075cef10f293f55be19.jpg

Славу театра составили  знаменитые певцы и танцоры, дирижеры, балетмейстеры, среди них Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, И.С.Козловский, А.В.Нежданова, Н.А.Обухова, Е.В. Гельцер, Г.С.Уланова, М.М.Плисецкая, Е.С.Максимова, В.В.Васильев, М.Э.Лиепа,  М.И.Глинка, П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, Н.Д.Римский-Корсаков, С.С.Прокофьев.

10425c7aefa1020aa901faa0a8b771b4.jpeg
Галина Сергеевна Уланова (1909 - 1998 гг)

Сегодня Большой театр является одним из крупнейших мировых музыкальных театров и центром российской культуры. В его труппе работают более 900 человек.

eadfbaf2c750aaf36083fa38d24298c2.jpg




Здоровый свет