НА ФОРУМАХ
89
3
86
2
81
2

Гений чистой красоты

Есть в русском искусстве имена, при  упоминании которых в нашем воображении  выстраивается ряд совершенных образов, исполненных какого-то внутреннего сияния, созерцательности и умиротворенности. Среди этих имен  - Зинаида  Евгеньевна Серебрякова (ЛансерЕ), художница, в искусстве которой, возникшем в первом десятилетии бурного XX века, мы не услышим ни одной диссонирующей ноты.

5a37d48182874b07f64b85729d434564.jpg

Ей выпала удивительная судьба, в которой была и радость творчества, и недолгое семейное счастье, и тяжесть длительной разлуки с детьми. В музеях перед её полотнами, уже давно вошедших  в золотой фонд российского искусства, всегда много зрителей, которых привлекает в картинах Серебряковой непосредственность, искренность и какая-то классическая красота. Не зря о её работах Александр   Бенуа писал: «Она просто всех поразила: такая свежесть, простота, меткость, живость, столько света!». Еще в молодости Зинаида заявила, что «художник должен оставаться самим собой» и следовала этому принципу всю жизнь, как бы трудно она для неё не складывалась.

28d389b09fb392b2b7385e7c5a1edc4a.jpg

Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в усадьбе Нескучное (под Харьковом). Отец - Евгений Александрович Лансере - был известным скульптором. Мать - Екатерина Николаевна- происходила из семьи Бенуа, хорошо рисовала. Талантливым архитектором был и один из братьев Зинаиды Евгеньевны - Николай Евгеньевич. Значительное место в русском и советском искусстве принадлежит второму брату художницы - Евгению Евгеньевичу Лансере, видному мастеру монументальной живописи и графики. Детство и юность Серебряковой прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Николая  Бенуа, и в Нескучном. В семье все жили искусством, это было настолько привычным, что особая одаренность девочки и ее настойчивое желание стать художницей никого не удивляли. Живопись  - БЫЛО самое  радостное  занятие и призвание  в жизни маленькой ЗинУши (как ее называли родные)
.

Признание у публики и коллекционеров  Серебрякова получила довольно рано,  в 1910 г. Когда был опубликован знаменитый автопортрет «За туалетом», (появился он на выставке Союза русских художников рядом с картинами Серова, Врубеля, Кустодиева). И не затерялся среди полотен признанных мастеров. Более того, Когда картину увидел  сам Павел Михайлович  Третьяков  - он взял ее сразу же. И сегодня -   она является украшением Третьяковской галереи.

b533483de90fcb80943b0e5cdf03735d.jpg

Жизнь Зинаиды Евгеньевны в Париже была не из легких. Она оказалась в очень сложной ситуации во Франции. Потеряв мужа (он умер в довольно   молодом возрасте)  -  она осталась   практически одна наедине с житейскими    трудностями.  Чтобы прокормить себя, детей и пожилую мать,  работать теперь приходилось вдвойне.

feeeb9558177701dc559d4a0a98fed9f.jpg

Занималась живописью  Зинаида Евгеньевна постоянно,  до 80 лет. Писала и совершенно прекрасные пейзажи,  и чудесные светлые портреты, в своей традиционной реалистической манере. Ее любимыми художниками, по-прежнему,   оставались художники эпохи Возрождения и представители русской традиционной школы, такие, как Веницианов и Поленов. До последнего момента жизни, по свидетельству родственников,  Зинаида Евгеньевна ходила в Лувр (куда у нее был пропуск), чтобы  там копировать  работы старых мастеров живописи.  И всегда была очень критична к себе.

3e451f810719e95c1bf3d5e708e5bcb6.jpg

Что же  ею двигало и  постоянно стимулировало:   ощущение высшей миссии, ответственность  за детей  и семейные традиции? Или нечто другое? Почему, несмотря на великое наследие,  у нее всегда была некая неудовлетворенность  своими работами?  

Здоровый свет