Есть в русском искусстве имена, при упоминании которых в нашем воображении выстраивается ряд совершенных образов, исполненных какого-то внутреннего сияния, созерцательности и умиротворенности. Среди этих имен - Зинаида Евгеньевна Серебрякова (ЛансерЕ), художница, в искусстве которой, возникшем в первом десятилетии бурного XX века, мы не услышим ни одной диссонирующей ноты.
Ей выпала удивительная судьба, в которой была и радость творчества, и недолгое семейное счастье, и тяжесть длительной разлуки с детьми. В музеях перед её полотнами, уже давно вошедших в золотой фонд российского искусства, всегда много зрителей, которых привлекает в картинах Серебряковой непосредственность, искренность и какая-то классическая красота. Не зря о её работах Александр Бенуа писал: «Она просто всех поразила: такая свежесть, простота, меткость, живость, столько света!». Еще в молодости Зинаида заявила, что «художник должен оставаться самим собой» и следовала этому принципу всю жизнь, как бы трудно она для неё не складывалась.
Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в усадьбе Нескучное (под Харьковом). Отец - Евгений Александрович Лансере - был известным скульптором. Мать - Екатерина Николаевна- происходила из семьи Бенуа, хорошо рисовала. Талантливым архитектором был и один из братьев Зинаиды Евгеньевны - Николай Евгеньевич. Значительное место в русском и советском искусстве принадлежит второму брату художницы - Евгению Евгеньевичу Лансере, видному мастеру монументальной живописи и графики. Детство и юность Серебряковой прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Николая Бенуа, и в Нескучном. В семье все жили искусством, это было настолько привычным, что особая одаренность девочки и ее настойчивое желание стать художницей никого не удивляли. Живопись - БЫЛО самое радостное занятие и призвание в жизни маленькой ЗинУши (как ее называли родные)
.
Признание у публики и коллекционеров Серебрякова получила довольно рано, в 1910 г. Когда был опубликован знаменитый автопортрет «За туалетом», (появился он на выставке Союза русских художников рядом с картинами Серова, Врубеля, Кустодиева). И не затерялся среди полотен признанных мастеров. Более того, Когда картину увидел сам Павел Михайлович Третьяков - он взял ее сразу же. И сегодня - она является украшением Третьяковской галереи.
Жизнь Зинаиды Евгеньевны в Париже была не из легких. Она оказалась в очень сложной ситуации во Франции. Потеряв мужа (он умер в довольно молодом возрасте) - она осталась практически одна наедине с житейскими трудностями. Чтобы прокормить себя, детей и пожилую мать, работать теперь приходилось вдвойне.
Занималась живописью Зинаида Евгеньевна постоянно, до 80 лет. Писала и совершенно прекрасные пейзажи, и чудесные светлые портреты, в своей традиционной реалистической манере. Ее любимыми художниками, по-прежнему, оставались художники эпохи Возрождения и представители русской традиционной школы, такие, как Веницианов и Поленов. До последнего момента жизни, по свидетельству родственников, Зинаида Евгеньевна ходила в Лувр (куда у нее был пропуск), чтобы там копировать работы старых мастеров живописи. И всегда была очень критична к себе.
Что же ею двигало и постоянно стимулировало: ощущение высшей миссии, ответственность за детей и семейные традиции? Или нечто другое? Почему, несмотря на великое наследие, у нее всегда была некая неудовлетворенность своими работами?