НА ФОРУМАХ
37
130
1
290
2

Футуризм. Музы. Украинский примитивизм (16+)

С 23 апреля по 23 июня британский арт-дилер и коллекционер Джеймс Баттервик, о котором мы неоднократно писали, проводит онлайн-эксклюзивную выставку работ Бориса Косарева и Марии Синяковой

Интерес к народному искусству возник, когда Украина, совпав с художественными экспериментами  Европы в начале 20-го века, начала исследовать свое прошлое, свои корни, и местные художники искали вдохновения в пределах своей собственной страны. Описанное как "Национально-культурное возрождение", движение было наиболее динамичным в 1910-20-х годах, когда Украина стремилась к идентичности. Это был не поиск какого-то нового мирового порядка, а, скорее, поиск и открытие национальной идеи, кульминацией которого стало провозглашение 22 января 2018 года независимости Украины.

Мария Синякова. Дерево жизни. 1914. Акварель на бумаге.jpg

Мария Синякова. Дерево жизни. 1914. Акварель на бумаге

Мария Синякова. Карусель. 1916. Акварель на картоне.jpg

Мария Синякова. Карусель. 1916. Акварель на картоне

Мария Синякова. Венера.jpg

Мария Синякова. Венера.

Это движение возглавляла Мария Синякова (1892-1985). Она родилась в Харькове в большой семье и была одной из пяти сестер и четырех братьев, чей загородный дом в Красной Поляне был, по словам Лили Брик,  стал местом, где появился футуризм и куда в 1918 году впервые отправился выдающийся ученик Синяковой Борис Косарев (1897-1994).

В раннем возрасте девочки Синяковы остались без родителей. Их независимость и эксцентричность поражали всех. Хлебников был влюблен во все сестер,  Пастернак был влюблен в Надю, Бурлюк – в Марию. Асеев женился на Оксане. Еще одна из «Муз футуризма», Вера, вышла замуж за поэта Петникова, а после развода – за другого писателя, Гехта.

В Красную Поляну направлялся весь бомонд русско-украинского футуризма и неопримитивизма, а именно: Маяковский и Хлебников, Пастернак и Асеев, братья Бурлюки, Мане-Кац. Косарев вспоминал: «Дом был большой, деревянный, стоял как бы над двором. Широкая лестница вела на террасу, где в обычный день собиралась вся семья и гости на завтрак, обед, ужин и бесконечное чаепитие. Обои были украшены экзотическими попугаями, некоторые из которых были оторваны. По-видимому, краска от таких попугаев использовалась в качестве косметического порошка».

Мария  в период с 1912 по 1914 гг. уже участвовала в выставке Союза молодежи в Санкт-Петербурге вместе с Ларионовым, Гончаровой и Малевичем. После медового месяца она, по словам киевского искусствоведа Дмитрия Горбачева, «возродила интерес к народному искусству, украшениям свадебных сундуков, народным иконам, тканям и материалам». И в «Древе жизни», и в «Карусели» она часто использует иконы того периода, в то время как Венера, третья акварель серии, является вариацией темы 1910-х годов и была заказана Синяковой Дмитрием Горбачевым, который  в 1969 году организовал ее персональную выставку в Киевском Союзе писателей.

Борис Косарев. Деревенская Пастораль. 1927. Карандаш на бумаге.jpg

Борис Косарев. Деревенская пастораль. 1927. Карандаш на бумаге

Без заголовка.png

Борис Косарев. Весна. Дизайн обложки для журнала "Весна". 1922.

2.png

Борис Косарев. Коммунальная квартира. 1921. Карандаш на бумаге

Борис Косарев. Маска для Игры Khubeane& 1923. Коллаж на картоне.jpg

Борис Косарев. Маска для пьесы "Хуабенам" Р.Победимского. 1923. Коллаж на картоне

Борис Косарев. Маска для пьесы %22Хуабенам%22 Р.Победимского, коллаж на картоне   1923 .jpg

Борис Косарев. Маска для пьесы Р.Победимского "Хуабенам". Коллаж на картоне

Борис Косарев. Посвящается Павлу Кузнецову. 1921. Гуашь и акварель на бумаге.jpg  

Борис Косарев. Посвящается Павлу Кузнецову. 1923. Гуашь и акварель на бумаге

Борис Косарев. Трои ГАмлета. Две деревни. 1921. Акварель на бумаге.jpg

Борис Косарев. Две деревни. 1921. Акварель на бумаге

Иллюстрация Косарева к «Лесному демону» Хлебникова, сделанная в 1918 году в Красной Поляне в 1918 году, имеет свой контекст. Хрупкий поэт был, по словам Марии, влюблен, но то была легкомысленная любовь, потому что, если он и влюбился, то ненадолго. Хлебников был, если не считать Маяковского, вероятно, самым известным из русских поэтов-футуристов, написавшим  в 1913 году, пролог к легендарной опере «Победа солнца». Тогда же он изобрел  язык, вероятно, используемый птицами. Враждующие влюбленные, казалось, пришли к согласию в отношении закрученной иллюстрации Косарева – рассказа о двух языческих фигурах из русского сельского фольклора, Лешем, божестве леса, и Виле, мифологической женщине, которая отвергает авансы Бога.

"Деревенская пастораль" сохраняет ту радость природы, которой была пропитана Красная Поляна. Структура такая же, как у "Венеры" Синяковой, отдельные сцены, как будто с иконы, но символы – это символы земли и плодородия. ‘Весна " и "Посвящается Павлу Кузнецову" также используют символы украинского примитивизма, в то время как "Коммунальная квартира", скорее кусок (анти) советского юмора, разделенный, как причудливый религиозный образ, на две части.

Джеймс Баттервик и первая эксклюзивная он-лайн выставка Александра Богомазова

Джеймс Баттервик представит на TEFAF 2020 рисунки Якова Чернихова

Выставка-продажа произведений советского Пиранези пройдет в Лондоне


Здоровый свет