Впрочем, даже не взгляд, а просто мини-размышления о том, что есть. И чего нет. Если коротко, то есть современное искусство, а нет хоть какого-то полезного мнения о нем. Вот что еще есть, так это видимая траектория успеха отдельных индивидуумов. И она, эта траектория, конечно, проста: искусство должно продвигаться и продаваться. А художники должны выставляться. О них должны писать, о них мы должны слышать (впрочем, мы ничего не должны). Как сказал в своем интервью один художник, которого представляла галерея Askeri, главное – это оказаться в правильное время и в правильном месте. А сколько таких, у которых что-то не сходилось…
Питер Опхайм. Слева: Благородный мужчина, лесные существа и синее приведение, справа: Мышь и розовый заяц
Питер Обхаем. Слон, медведь, собака
Глеб Скубачевский. Артефакт №4, 2018, смешанная техника
Вот немецкий художник, проживающий в Америке, Питер Опхайм и оказался на стыке культур, проанализировав предшествующее искусство, создал своих мишек, заек и мышек из полимерной глины. И многим нравится. Может, оттого, что они из мира иллюзорного детства, а в какой-то момент нечаянно перекочевали сюда, в реальный мир. Молодая и активно развивающаяся галерея Askeri (так, кстати, пишут в каталоге про все недавно появившиеся арт-пространства) показала еще и творчество Глеба Скубачевского, который в отличие от Питера, не имеющего профессионального художественного образования, закончил «Суриковку», что не помешало ему выйти за ее рамки и найти свой путь, в котором он работает на этаком «тонком стыке» скульптуры и живописи, дизайна и еще чего-то, что даже не поддается описанию и потому называется «смешанной техникой».
Владимир Дубосарский
Дмитрий Окружной и Мария Шарова. Из серии 206 Partial Content, холст, масло
Молодых и маститых художников представляли многие галереи, в том числе, Галерея 21, которая под свое крыло собирает адептов актуального искусства. Из молодых, но очень известных (его работы покупают как на Западе, так и в России, его работы подделывают) галерея представляла Владимира Дубосарского, а XL Gallery аж целый дуэт Дмитрия Окружнова и Марию Шарову. Выросшие как художники уже в постсоветскую эпоху эти художники решили малость пошутить что ли над ее руинами и обломками. Правда, в советское время помимо пустых обшарпанных стен и «коридоров в никуда» было и многое другое, но тут дело или принципа или вкуса. Свен Гундлах. Жидовка и масон, 1990 г.
А вот в секции Past Perfect, рассчитанной , безусловно, на подготовленного зрителя, мне очень понравилась работа классика отечественного современного искусства Свена Гундлаха «Жидовка и масон», написанная в 1990 году. Свен получил два высших художественных образования, известен больше тем, что основал концептуальную группу «Мухомор», участвовал во многих неофициальных выставках и показах. Да, эта работа музейного качества, как, впрочем, и остальные из этой секции.
Ринат Волигамси
К музейным отноcятся и работы лауреата и Госпремии в области литературы и искусства, и премии им. Репина, и других престижных премий Рината Волигамси, манеру которого невозможно спутать ни с какой другой. Странно, что мрачная на первый взгляд философия художника у зрителя вызывает парадоксальный оптимизм. Рината представляла 11.12 Gallery, расположенная на Винзаводе.
Основатели галереи Sundero Art Gallery
Впервые в ярмарке участвовала норвежская Sundero Art Gallery, которую создала (она функционирует как международная коммерческая онлайн-галерея), Карин Сундере. Основная миссия галереи – не только создание профессиональной платформы для художников, фотографов, но и привлечение клиентов с самыми разными финансовыми возможностями.