19.02.201918:1119.02.2019 18:11:00
Сегодня, 19 февраля, в возрасте 85 лет в Париже умер Карл Лагерфельд, который руководил модным домом Chanel с 1983 года. Об этом сообщило издание WWD Параллельно с обязанностями в Chanel Лагерфельд делал коллекции для Fendi. Он сотрудничал с итальянским модным домом более 50 лет, начиная с 1965 года и занимался своим именным брендом, который запустил в 80-е. Безусловно, Лагерфельд был одним из главных трудоголиков модной индустрии. В одном из своих последних интервью для The Cut он сказал, что, по его ощущениям, последнее время работал лучше, чем когда бы то ни было. Также он всегда подчеркивал, что собирается работать до своего последнего дня (так и вышло) — потому что «заниматься дизайном для него значило дышать», как справедливо о нем пишет издание Business of Fashion. Лагерфельда с нами уже нет, но его последнюю прижизненную коллекцию нам только предстоит увидеть. Показ Chanel в рамках Недели моды в Париже назначен на 5 марта.
Лагерфельд всегда славился своими бескомпромиссными высказываниями, которые после этого обсуждал весь мир. Даже на вопрос о смерти Карл в одном из интервью ответил нетривиально: «Я попросил, чтобы меня кремировали и смешали прах с прахом моей матери и кошки, если она умрет раньше меня».
Сегодня хочу вспомнить самые грандиозные показы Chanel времен Карла Лагерфельда. Масштаб поражает. Это всегда был перфоманс, вызов или громкое заявление, что всегда отличало его от всех остальных участников Недели моды в Париже.
Модель и любимец Карла Лагерфельда Брэд Кроэниг, повидавший не одно шоу Chanel, называл арктический показ Chanel «эпическим». И мех, и огромный айсберг в центре Гран-Пале были настоящими — сейчас такое представить себе просто невозможно. Лед весом 265 тонн привезли для шоу специально из Швеции.
Немногих дизайнеров Лагерфельд признавал лучше себя (даже к Коко Шанель у него были вопросы), но превосходство природы никогда не отрицал. Возможно, поэтому он всегда настаивал на том, чтобы все декорации на показах были настоящими, а не пластиковыми. Это касалось и кристаллов на осенне-зимнем шоу Chanel. Они были своеобразной метафорой, мастерски обыгранной на подиуме. Причудливые формы минералов перекликались с новыми пропорциями костюмов, а их цвет оттеняли брови моделей, оформленные кутюрным ателье Lesage.
Критик Тим Блэнкс в своей рецензии на весенне-летнее шоу Chanel написал о нем как о «блестяще отыгранном представлении». Началось оно с дефиле среди кораллов, морских коньков и скатов, а завершилось выступлением Флоренс Уэлч, вышедшей как Венера из ракушки и спевшей What the Water Gave Me. Сейчас, когда Уэлч стала закадычной подругой Gucci, во все произошедшее тогда на подиуме даже верится с трудом.
В октябре 2013 миру моды пришлось разглядеть в Карле Лагерфельде не только дизайнера, но и современного художника. Весенне-летнее шоу Chanel было посвящено совриску, и инсталляции и скульптуры для сет-дизайна Лагерфельд, известный ценитель всего аутентичного, сделал сам. Точнее сам сделал для них макеты летом. Автора можно было распознать разве что по фантазиям на тему флакона Chanel №5.
Представляем, как повеселись стажеры и ассистенты Chanel накануне показа, переклеивая на продукты, которые привычнее видеть на полках супермаркетов, чем в Гран-Пале, этикетки Chanelspeak. Продуктов и бытовых товаров, к слову, для шоу было закуплено более полутысячи. В идеальном мире Chanel оттенок домашних штанов носит название Gris Jersey, мусорные пакеты называются «очень красивыми», а на носовых платках написано «Печали Габриэль».
Забастовки и митинги часто в шутку называют французским национальным видом спорта. Так что то, что самый французский из всех домов моды, наконец обратился к этой теме и превратил Гран-Пале в бульвар Chanel, по которому модели ходили с феминистскими плакатами в руках, не кажется таким уж странным. Тем более Карл Лагерфельд вспоминал, что его мать тоже активно выступала за гендерное равноправие.
Самый ходовой пример в разговоре о масштабах шоу Chanel — ракета в Гран-Пале в 2017 году. И если годом ранее в аэропорту ничего не взлетело, то гости осенне-зимнего показа собирали тысячи лайков в инстаграме благодаря фото с запуском ракеты Chanel.
Пока большинство европейских дизайнеров ищут вдохновение для весенне-летних коллекций в экзотике дальних стран, креативные директора французских брендов находят его совсем рядом — в Провансе (Симон-Порт Жакмюс в этом был далеко не первым). Карл Лагерфельд, например, предложил гостям шоу почувствовать себя немного в юго-западных Альпах рядом с Вердонским ущельем.
Карл Лагерфельд был очень увлечен французским искусством XVIII века (и даже коллекционировал его), а нарядам той поры он посвятил свой последний прижизненный показ. Модели в платьях с пышными рукавами прогуливались вокруг виллы в итальянском стиле с бассейном.
Круизная коллекция Chanel - 2017
Неделя высокой моды в Париже: показ Chanel Couture осень-зима 2017-18
Chanel... Карл Лагерфельд умеет удивлять
Около 500 украшений Chanel разных лет выставят на торги