Перспективы совершенствования социальной структуры современного общества, которые могли бы позволить выйти на траекторию устойчивого развития, в значительной, если не в решающей степени, зависят от сознания и поведения представителей среднего класса. В этой связи данные доклада с обстоятельным исследованием среднего класса России, проведенного Институтом социологии РАН, к сожалению, не вызывают оптимизма.
Анализ социальной структуры среднего класса построен на основе самооценок его, класса, представителями того места в обществе, которое они хотели бы занимать. Авторы доклада на основе представленных данных приходят к противоречивым выводам. Во-первых, они отмечают значительное рассогласование желаемых и реально ощущаемых статусов респондентов, нелегитимность в их глазах причин благосостояния наиболее состоятельной части россиян. Констатируют также неизбежную высокую общую неудовлетворенность сложившимися в стране механизмами социальной мобильности, а несправедливостью существующего общественного устройства. Во-вторых, авторы доклада ожидают нарастания, вопреки всякой экономической логике, демонстративного потребления во всех группах населения и, особенно, как это на первый взгляд ни парадоксально, в среднем классе. Любые попытки сверху и, в конечном счете, создания общества всеобщего благосостояния без бедности и сверхбогатства.
Представляется, что «принципиальные решения» в улучшении положения среднего класса и совершенствовании социальной структуры лежат на путях форсирования новой модели социально- экономического развития, где понятие «социально-ориентированная экономика» наполнится реальным содержанием. Речь идет о такой модели, при которой экономический механизм, рынок подчиняются реализации социальных целей. В этом смысле некоторые ученые ставят даже вопрос о постэкономическом обществе. В. Иноземцев понимает под ним «такой тип социального устройства, где хозяйственная деятельность человека становится все более интенсивной и комплексной, однако не определяется более его материальными интересами, не задается традиционно понимаемой экономической целесообразностью. А переход от экономической эпохи к постэкономической, трактуемый в качестве постэкономической трансформации, может быть сопоставлен по своему значению лишь с процессом становления самого экономического общества, потребовавшим многих столетий человеческой истории»
Средний класс: вчера, сегодня, завтра. Часть 2