Два момента. На выставке среди посетителей очень много женщин – этакое феминистское пространство. Мужчин совсем мало. И еще: когда смотришь на подписи к портретам возлюбленных художников, то выясняется, что многие из них сами были художницами, преподавательницами, - в общем, творческими личностями, ну и конечно – бесплатными моделями.
Николай Матвеев. Портрет жены. 1880. Симферопольский художественный музей
Валентин Серов. Портрет Трубниковой, 1885
Кузьма Петров-Водкин. Портрет жены. 1906
Борис Кустодиев. Жена Юлия с дочерью Ириной. 1908
Александр Родченко. Портрет Варвары Степановой. Очарованный паж. 1915. ГМИИ
Борис Григорьев «Мать и дитя» 1918 Галерея Эритаж
Николай Ионин «Женщина в красном» 1925 ГРМ
Роберт Фальк. Девушка у окна. 1926, Краснодар
Александр Самохвалов. Портрет М.А.Клещар-Самохваловой, 1957, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И.Машкова
Продвинутые посетители заказывают групповую или индивидуальную экскурсию, но, прислушавшись к речи гидов, я поняла, что рассказывают зачастую «хиты» -- что-то суперзаманчивое из истории взаимоотношений художника и его музы. Впрочем, наверное, так и надо.
На самом деле быть женой любого художника – уже профессия. Вот она посвящает себя мужу, она в тени, известен он, а она зачастую просто рядом. И, если нет ее портрета, созданного мужем, нет фотографии, то никому неинтересно, а что она сделала для него, кем была в его жизни. И они-таки, как правило, делали все для них, художников. Так, Валентин Серов писал однажды своей жене, Ольге: «Жди меня не с нетерпением, а с терпением». Сколько же терпения порой нужно было выказать «живописным женам», чтобы их мужьям было хорошо, уютно, покойно, чтоб они творили.
Повезло с женой и Кузьме Петрову-Водкину. Жена его была француженка, и он не раз писал ее портреты. 30 лет вместе – это не шутка. Повезло и Александру Родченко, графику и классику советской фотографии, который встретил свою музу Варвару Степанову и которая на протяжении сорока лет была его соратницей.
Жена Николая Ионина, который изобразил он ее на знаменитом полотне «Женщина в красном» - это уже символ новой советской эпохи. Впрочем, рассказывать о женах можно до бесконечности – лучше посмотреть.
Галина Мумрикова