НА ФОРУМАХ
13
17
133
1





class=
Исаева Екатерина
З
а
г
р
у
з
к
а

Oбо мне
Последний визит: 2019-12-01 15:45:48
День рождения:
Отношения:
Образование: высшее
Профессия: театральный критик, театровед
Интересы: театр, книги, классика

Социальная сеть » Исаева Екатерина » Екатерина Исаева » Исаева Екатерина » Театральные беседы

«Горячее сердце». Театр Современник.

Пьесы Александра Островского не теряют актуальности на протяжении многих лет. Можно предположить, что современные люди уже подзабыли кто такой купец и чем он отличается, например, от дворянина. И почему в произведение считается плохо то, что сейчас уже вошло в норму жизни. Слегка изменять пьесы, подстраивая их под современный мир, жизненная необходимость. И, вообще, театр – живой организм, он должен меняться. Сейчас авангардные постановки набирают популярность. Театр «Современник» на то и «современник», что его не обошла стороной модерновая постановка пьесы Островского «Горячее сердце».



Спектакль начинается, когда зритель еще не готов к этому. Хотя третий звонок уже прозвенел, но свет в зале еще не погас. И зрители думают, что начало спектакля будет не сейчас. И тут в зал через дверь, в которую заходили зрители, заходит человек с колокольчиком. Он проходит к сцене и начинает говорить, что «он продает свой театр и сегодня последнее представление». Действие начинается. Занавес открывается, а там стена. Вроде бы тупик, потому что человек, любящий театр вынужден продавать свое «детище». Но проходит совсем немного времени, и человек проходит сквозь стену, ломая ее. Так же происходит и с нами. Мы потеряли в себе человечность, стали равнодушными. Но всегда есть выход. Нужно просто потратить немного больше сил, чтобы сломать стоящую преграду.
Хватского (Владислав Федченко), барина помешенного на театре не было в оригинале. Это находка режиссера Егора Перегудова. Несмотря на оригинальные находки режиссера, которых в спектакле было не мало, он сумел сохранить и передать идею Островского о том, что нужно уметь жить по-человечески. Так пытаются жить три героя пьесы: Параша (Светлана Иванова), ее отец Курослепов (Василий Мищенко) и Гаврило (Сергей Гирин). И в самом начале они кажутся простоватыми, недалекими, смешными людьми. А в конце все меняется, и они уже кажутся единственными людьми, сохранившими в себе умение жить по совести, не боятся препятствий. Если сказать одним словом, то сохранили в себе человечность. И то, что в конце Параша все-таки выбирает  именно Гаврило, а не Васю Шустрого (Иван Стебунов), которого она любит, говорит о том, что искренность и чистота побеждает. Видимо не всегда нужно отдаваться чувствам, иногда нужно видеть самого человека.
В «Живом трупе» Льва Толстого было так же: вначале Протасов казался ничтожным человеком, а в конце он предстает перед зрителями, как благородный с высокими ценностями человек.
В жизни очень сложно по внешнему виду определить какой человек внутри. Это определить помогает только время. Так и в спектакле: костюмы у всех особо не отличаются между собой, они неприметные, невзрачные.  Сразу и не разберешь кто есть кто. Единственный костюм, который отличается это костюм городничего. Поскольку Островский описал Градобоева (Павел Юлку) практически как основное воплощение зла, то и костюм у него был черный.
Отчаяние, которое происходит у Хлынова (Артур Смольянинов), было показано не только благодаря отличной игре актера, но и благодаря необычным декорациям. Хлынов появляется на сцене в подводной лодке, по крайней мере, выглядит это все как подводная лодка. Это его дом, точнее броня, которой он закрылся от всего мира. Он внутренне закрылся от мира, что и было продемонстрировано декорациями, а внешне он пытается показаться всем бравым весельчаком. Он, наверное, и сам боится признаться себе, что чувствует его душа. Поэтому ему всегда скучно, и он хочет развлечений. «Подводная лодка» - это не только дом Хлынова, это ещё и «бочонок» с шампанским, и «фейерверк» с деньгами.
О том, что рушится мир, что скоро придет конец всему тому, что мы любим, помнит только Курослепов. Он в самом начале и в конце спектакля говорит, что «небо валится». Тем самым завершая совершенный оборот жизни, который мы наблюдали на сцене.
Нам режиссер представил спектакль в спектакле, поэтому актеры смотрели с нами эту жизнь, садясь периодически на стулья, расставленные перед сценой. Такой формат порой отвлекает зрителя от основной темы человечности, которая звучит в пьесе Островского. И порой возникал вопрос к чему были вставленный в спектакль некоторые находки, с одной стороны, эффектные. Например, поливание главной героини водой. Да, у нее горячее сердце, но его не надо остужать. Наоборот, оно должно гореть ещё ярче, чтобы зажечь такой же огонь в других сердцах.
Ставилась комедия, с добавлением современного юмора, но в итоге получился очень мрачный спектакль с безысходностью в конце. К Курослеповской фразе «небо валится» добавляется ещё и фраза Параши, завершающая спектакль: «Какое уж тут счастье, хоть бы пожить по-людски».

Здоровый свет