НА ФОРУМАХ
39
55
138
1

W20 и «Женщины ООН» подготовили Меморандум о привлечении «женского ресурса» в процессы восстановлении экономики

W20 и «Женщины ООН» подготовили Меморандум о привлечении «женского ресурса» в процессы восстановлении экономики

14 июля «Женщины ООН» и «Женская двадцатка» подготовили меморандум «Женщины как движущая сила экономического восстановления и устойчивости во время распространения COVID-19 и в последующий период». Меморандум будет направлен министрам финансов стран G20 и управляющим центральных банков. В Меморандуме предлагаются меры по минимизации последствий кризиса, вызванного распространением коронавируса, и выдвигаются конкретные предложения по привлечению «женского ресурса».

Пандемия COVID-19 спровоцировала в 2020 году масштабный экономический спад с прогнозируемым глобальным ростом кризиса на уровне –4,9%. По оценкам экспертов, потери рабочего времени во всем мире во втором квартале 2020 года достигнут 14%, что эквивалентно 400 миллионам рабочих мест при полном рабочем дне. Страны G20 ввели пакет поддержки населения и бизнеса в размере 8 триллионов долларов США, чтобы смягчить положение домашних хозяйств и предприятий и способствовать восстановлению экономической ситуации.

527 миллионов женщин работают в четырех наиболее пострадавших секторах, где удалённая работа невозможна – гостиничный бизнес и общественное питание, недвижимость, офисная и административная деятельность, производство и оптовая/розничная торговля. Доля женщин, занятых в этих отраслях, составляет 41%   женщин (мужчин - 35%). Кроме того, из 740 миллионов женщин, занятых в теневом секторе экономики, в названных сферах работают 42% (мужчин – 32%). Женщины-работницы, уже пострадавшие от гендерных различий на рынке труда, непропорционально мужчинам страдают от потери работы, сокращения рабочего времени и банкротства.

Женщины составляют 70% мировых кадров здравоохранения, находящихся сегодня на переднем крае борьбы с COVID-19. Угроза здоровью работников здравоохранения, нагрузка по уходу и лечению за больными (оплачиваемая и неоплачиваемая), а также насилие в отношении женщин возросли с появлением COVID-19 и введением режима самоизоляции.

Сегодня женщины составляют 37% мирового ВВП. Более того, все виды женской работы по уходу, включая неоплачиваемую, приносят 11 триллионов долларов США (9% мирового ВВП). Использование всего потенциала женщин имеет решающее значение для восстановления экономики. Однако неясно, сколько многочисленных экономических пакетов G20 (или других стран) инвестировано в приоритеты женщин, несмотря на свидетельства того, что социально-экономические последствия COVID-19 сказываются на женщинах гораздо тяжелее. Кризис, обусловленных распространением COVID-19 , усугубит экономические потери, включая глобальные потери в 160 триллионов долларов США из-за разрыва в доходах мужчин и женщин. Если сокращение возможности манёвра бюджетными средствами в странах Южного полушария приведет к сокращению расходов на государственные услуги, это будет иметь еще более серьезные последствия для женщин и девочек из бедных слоев населения.

Сознательное расширение бюджетного пространства, учитывающего конкретные приоритеты женщин, должно стать центральным пунктом в разработке пакетов мер по восстановлению экономики. Использование потенциала женщин в полном объеме и на равных с мужчинами условиями способствует устойчивому, сбалансированному, всеобъемлющему росту, улучшает представленность женщин в разных сферах экономики, и, таким образом, смягчает кризис. Эти меры обеспечат сокращение сроков восстановления после пандемии, выполнение обязательств G20 по гендерному равенству, ускорение реализации Пекинской платформы действий и достижение целей в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Мы, «Женщины ООН» и «Женщины W20», призываем министров финансов и управляющих центральных банков стран «Группы двадцати» координировать глобальные усилия по содействию вовлечения женщин в экономические процессы. Шаги, которые необходимо предпринять:

1.   Подготовка и распространение обзоров последствий кризиса с учетом гендерных факторов, принятия пакетных мер по восстановлению по всему миру, особенно для наиболее пострадавших женщин и девочек, с целью определения инвестиционных приоритетов.

2.   Расширение бюджетного пространства для стран Южного полушария, в том числе - путем списания долгов, повышения их глобальной ликвидности посредством специальных условий кредитования и внедрения денежно-кредитной политики, расширяющей доступность кредитов, в том числе для секторов, ориентированных на женщин, с помощью гарантий по займам и других кредитных инструментов.

3.   Увеличение инвестиций с учетом гендерных факторов во всем мире для обеспечения налогово-бюджетной политики гендерного равенства в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Эти меры должны быть закреплены в законодательствах стран, учтены при разработке налогово-бюджетной политики и процессов бюджетного и финансового управления.

Мы, «Женщины ООН» и «W20» призываем министров финансов и управляющих центральных банков «Группы двадцати» нацеливать отраслевые министерства на инвестиции в неотложные и долгосрочные приоритеты женщин:

1.   Управление и принятие решений

•Обеспечить активное участие и лидерство женщин в процессах реагирования на проблемы, вызванные пандемией.

•Провести сбор и распространение данных с разбивкой по полу и гендерной статистике об экономическом положении женщин во время пандемии COVID-19 и после нее.

2.   Устойчивая занятость и предпринимательство

• Сохранять рабочие места женщин и создавать новые - достойные и экологически безопасные рабочие места для женщин, в том числе, в социальной инфраструктуре.

• Сохранять женские микро-, малые и средние предприятия и обеспечивать их устойчивость через доступ к технологиям, обучению, рынкам, инновационному институциональному финансированию.

3.   Расширенные, доступные сети социальной защиты

• Обеспечить надежную социальную поддержку (финансовую, продовольственную) и участие в программах социального страхования (пенсии, медицинская помощь, пособия по безработице) для уязвимых групп, включая всех женщин в теневой экономике и вне рынка труда.

• Предоставлять/продлевать оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, пособия работающим родителям, в первую очередь - уволенным женщинам, работникам социальных служб, удаленным работникам

• Инвестировать в общественную/социальную инфраструктуру, учитывающую гендерные аспекты, включая водоснабжение, санитарию, энергетику, транспорт, услуги по уходу.

4.   Качественные системы здравоохранения и гендерно-ориентированные службы по борьбе с насилием

• Обеспечить физическую, эмоциональную, социально-экономическую безопасность всех женщин, работающих в сфере здравоохранения/ухода.

• Предоставлять услуги по охране здоровья матери, сексуального и репродуктивного здоровья, а также по вопросам ВИЧ-инфекции, в том числе женщинам-заключенным, в среде с контролируемой инфекцией.

• Определить меры реагирования на насилие в отношении женщин и девочек в качестве долгосрочной приоритетной меры.

• Предоставлять услуги по профилактике и защите жертвам насилия (создание центров для женщин, оказание медицинской помощи и справедливое правосудие).

Формирование российской повестки W20

Наши предложения в программу W20

Оргкомитет W20-UN Women подготовил коммюнике о роли женщин в преодолении последствий пандемии




Здоровый свет