НА ФОРУМАХ
88
3
86
2
81
2

Наш киргизский Ералаш

Наш киргизский Ералаш

«Какую роль в вашей жизни сыграли женщины?» - спросил Союз Женских Сил у Бориса Грачевского. «Колоссальную, - ответил режиссер. – Сама возможность видеть их и восхищаться ими дает огромную творческую энергию».  В «Манеже» в Гостином дворе состоялась творческая встреча с легендарным художественным руководителем легендарного киножурнала «Ералаш» Борисом Грачевским, и СЖС принял в ней участие.

Небольшую аудиторию заполнила разная публика – дети, молодые девушки, пенсионеры... У ног одной из мам «гулит» совсем маленький ребенок, но никому это не мешает. «Домашняя» обстановка! «Кулуарно получилось, я больше привык к полуторатысячной аудитории», - говорит Борис Юрьевич. Зато у каждого из пришедших есть возможность задать свой вопрос.

Первым делом гости поинтересовались, сложно ли работать с детьми? «Не сложно. – ответил режиссер. - Сложно найти тех, с кем потом будет работать легко».  Например, чтобы отыскать трех будущих главных героинь фильма «Крыша» («Иногда я отвлекаюсь от «Ералаша» и снимаю кино», - поясняет Борис Юрьевич.), Грачевскому пришлось отсмотреть 8,5 тысяч кандидатур. Он цитирует Ролана Быкова, который и вовсе говорил, что «хорошие дети начинаются после 10 тысяч». Поиск талантливых ребят, сразу готовых к работе, ведется постоянно: в 26 городах России работают Студии Ералаш, у киножурнала существует своя школа…  А вот как бы между прочим просить: «Посмотрите ребенка» на встречах с Грачевским не стоит («Хорошо, что я не гинеколог», - шутит он). Родителям, мечтающим, чтобы их чадо снялось в популярном киножурнале, нужно зайти на официальный сайт «Ералаша», узнать контакты актерского агентства и набрать номер. Кастинг и пробы покажут, кто чего стоит. «Ребенок сам не может заранее знать, на что он способен», - объясняет «папа Ералаша». На нервной почве зачастую сильно меняется характер будущего актера: бойкий паренек перед камерой становится зажатым, тихий – разнузданным.

По школам же, как когда-то («В нашей школе Электроников нашли!» – сообщает из первого ряда зрелая седая зрительница в кудряшках) юные таланты уже не ищут. В школы «киношников» больше не пускают: таковы требования безопасности!.. Попасть на экран «по блату», как уверяет Грачевский, тоже невозможно: «Меня сломать нельзя. Кто талантливый, тот работает!» Нет, за деньги любого желающего, конечно, снимут в сюжете, а потом… ему же его подарят. Но в официальных выпусках киножурнала такой спецсюжет не появится.

IMG_0704.JPG


За 43 года существования «Ералаша» успело вырасти не одно поколение детей.  Он был создан в 1974-м, в пору, когда в кинотеатрах перед фильмами демонстрировали не рекламу блокбастеров, а киножурналы. Сатирический «Фитиль», выгодно отличавшийся от скучных «Новостей дня» (в народе – «Старостей дня»), принимался на «ура». Было решено создать и журнал, рассчитанный на детей. Если учесть, что имя его «старшего кинобрата» произошло от поговорки «вставить фитиль», то предполагаемое изначально название «Фитилек» было откровенно неудачным.  Так на свет появился «Ералаш». Что означает это слово? Сразу несколько вещей: беспорядок, бессмыслицу и смесь сладостей – «полукомпот-полусалат». «Нашь киркизьский ералашь», - так однажды охарактеризовали продукцию Грачевского в восточной республике.

Еще Грачевский рассказал залу:

- о своем первом выходе на сцену (в 6 лет вместе с отцом. Будущий режиссер и сценарист «угадывал мысли на расстоянии»)

- о первой роли (синяя страшная рука, высовывающаяся из воды в фильме «Варвара-Краса, длинная коса», принадлежит юному Грачевскому)

ruka.jpg

- о возрасте зрителей «Ералаша» («К 16 его перестают смотреть, а к 21 снова начинают»)

- о том, был ли «Ералаш» 15 лет назад «гораздо лучше», как уверяют некоторые (нет, это вы были на 15 лет моложе. «Мы очень серьезно слышим наших детей», - уверяет Грачевский)

- о том, изменились ли за эти годы школьники (нет, хотя обзавелись гаджетами, а также стали раскованнее и умнее. Если раньше нижний «зрительский предел» «Ералаша» составлял 10 лет – те, кто младше, «не врубались», -  то сейчас его смотрят в 5, 4, даже в 3 года. Другое дело, всё ди они понимают из того, что видят, но – смотрят!)

- о том, с какими сложностями приходится сталкиваться детям-актерам (с погодными, например: то «тонуть» в воде с температурой +18 приходится, то при +7 раздетым сниматься. «На растирания ушло две бутылки водки», - вспоминает Борис Юрьевич). 

- о Грачевском-режиссере «не Ералаша» («антисуицидальный» фильм «Крыша» родился из истории трех девочек, прыгнувших с крыши в Балашихе, но, в отличие от реального сюжета, обрел хеппи-энд. А мини-сериал «Между нот, или Тантрическая симфония» и вовсе адресован аудитории 16+).

kinopoisk.jpg

И, конечно, собравшиеся поговорили про состояние детского отечественного кино. Грачевский с горечью назвал его плачевным. Главная беда – отсутствие финансирования: на «три копейки» блокбастера не снимешь. Но даже фильмы, получающие господдержку и собирающие потом все призы на фестивалях (вроде «Частного пионерского»), никто не смотрит. Дети не понимают, «про что это», взрослые – «зачем это».

А вот кино анимационное, например, «Три богатыря» - наоборот, «большая победа». Самое выгодное сегодня кино - семейное.

Пойдемте в кино?..



Фото - Наталья Федина / ИА СЖС


Создатель Семи королевств в России

В Храме Христа Спасителя прошел II Международный детский кинофестиваль «Мы сами снимаем кино»

Литовская кукла наследника Тутти




Здоровый свет