

В спектакле МХАТа им. Горького, в постановке Беляковича, о двойственности напоминает многое. В том числе и отсутствие, так называемой, «четвертой стены», которая завлекает зрителей в действие и делает их участниками представления. То есть появляются активные и пассивные участники. Это тоже отражение добра и зла. Активность и пассивность могут быть и полезными, приносящими добро, и разрушительными, приносящими зло.
И минимализм декораций, в создании атмосферы присутствия зрителей в спектакле, играет важную роль. На сцене только алюминиевые листы, которые превращаются в рукописи гения. И из них появляются герои произведения под мистическую музыку. Отсутствие «задников» на сцене дает возможность видеть все пространство и как бы «читать между строк». Как и в самом произведении.
А когда Иешуа рассказывал Понтию Пилату о том, что он пришел в дом Иуды, и тот зажег свечи в доме. То по бокам сцены, на верху, зажигаются рампы, и зрители как будто переносятся в дом Иуды. И присутствуют при разговоре двух людей.
Но на этом участие пришедших на постановку романа не останавливается. Зрители становятся зрителями представления в варьете, и подтверждают актуальность темы о неизменности московских горожан внутренне. Хоть все и знают историю, и падающие бумажки, по сути, не нужны никому, но «червонцы» ловили практически все. Если есть такая возможность почему бы не попытать счастья или подыграть?
Воланд и его свита также напоминают о двойственности мира. Сатана в черном костюме, но с белыми волосами. Лицо Азазело в белом гриме. А лицо Коровьева разделено пополам. В каждом плохо есть хорошо. Но появляющийся красный свет не дает забыть об истинной личине Воланда и его свиты – грех, муки и ад.
Но и в каждом хорошо есть плохо. Это отражается и в костюме Мастера: белая ночная рубашка, а поверх нее черный плащ. Понимая, что находясь в психиатрической лечебнице, он не принесет Маргарите счастья, Мастер отрекается от нее, принося себя в жертву ради любви. Гонения, из-за написанного романа, делают Мастера более жестким, заставляют закрыться от мира. Но внутри Мастер чист. Мысли героя светлы, поэтому его речь должна завораживать. Он говорит и от лица Иешуа, в том числе. А от речи Мастера, в исполнении Александра Титоренко, не было «комка в горле». Не чувствовался внутренний свет, который был в книге и читался по костюмам. Не было той привлекающей силы, которую хотелось видеть. В Мастера влюбляешься не за внешнюю красоту, а за внутренне «свечение». Именно этого не хватило Титоренко для удачного исполнения роли.

Человек, попадая в паутину Дьявола, которую тот плетет веками, не всегда может выйти из нее достойно. Для этого необходимо иметь любящее сердце. Но любовь бывает разной: эгоистичной, добродетельной, спасительной, губительной и т.д. Страшнее всего не умение признаваться самому себе в чувствах и боязнь отстаивать их. Как говорил Иешуа: «В числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».
Маргарита, появляющаяся на сцене в черном платье, винит себя, что живет с человеком, которого не любит. И боится уйти от него, потому что муж не сделал ей ничего плохого. Черное платье можно расценить, как внутреннюю ненависть к себе, как трусость уйти от мужа к любовнику.
В спектакле Маргарита вышла без желтых цветов, которые были при встрече с Мастером. Их очень не хватало, так как желтый цвет – цвет прощания. А в конце они прощаются с этим миром и приобретают покой в ином мире. Это очень символично, что их судьба уже предначертана изначально. Именно об этом и говорит Воланд при встрече с Берлиозом. Нужно было это показать желтыми цветами.
Когда Маргарита принимает предложение Азазело, забирая крем, она сбрасывает с себя оковы. Ее платье теперь белое. Она «невидима и свободна».
И в этот момент декорации, все те же листья, превращаются в ветер, создавая ощущение полета. А музыка предает полету скорость. Маргарита, не отрываясь от пола, летит. Полет был создан без дополнительных технических средств. А с помощью минимальных декораций, музыки и актеров. При этом не было иллюзии обмана, было ощущение полета вместе с героиней.
Но полет длиться не долго, поскольку Маргарита все же заключила сделку с Дьяволом. И на балу и после него, она вновь облачена в черное одеяние. Она приносит себя в жертву ради любви, спасая Мастера. Да, истинная любовь существует и может творить чудеса. Но и у нее есть две стороны: чтобы что-то получить, нужно что-то потерять.
В Маргарите можно увидеть много двойственности: она одновременно сильная и слабая, решительная и нежная, любящая и ненавидящая. Маргарита Ирины Фадиной не менялась в эмоциях на протяжении всего спектакля. Как же не хватало отчаянности и страсти в любви к Мастеру! Как хотелось видеть перемены в героине!
Многие огрехи главных героев можно не заметить, благодаря настоящему Воланду (Михаил Кабанов). Передать голосом и взглядом, присутствие сатаны, до «мурашек», до оцепенения. Да, его предназначение зло, но он иногда прощает и дает людям второй шанс. Сатана не абстрактное, мифическое существо. Воланд существует в каждом из нас, так же как и Иешуа. Двойственность необходима, чтобы можно было понять «что такое хорошо, а что такое плохо». И у людей всегда должен быть выбор.
Коровьев – герой, который подстраивается под любую ситуацию. Чтобы выжить в изменчивом мире, необходимо уметь прогибаться под него. Умение «прогибаться под изменчивый мир» можно наблюдать в пластике Фагота (Георгий Иобадзе). Зрителям было представлено нечто вроде пантомимы, в которой каждый увидит что-то свое.
Двойственность читается и в костюме Понтия Пилата. Бело-красное платье прокуратора, обязанностью которого является приговаривать людей к смерти или их оправдывать, напоминает о его причастности к смерти невинного. Того кого он сам не хотел казнить, ведь в глубине души Игемону нравились проповеди Иешуа. Но он побоялся признаться в этом перед Синедрионом. Понтий Пилат осознал свою ошибку слишком поздно. Отомстив Иуде, он не вернул себе покоя. Спустя лишь много лет он получит покой, благодаря прощению Мастер от лица Иешуа.
Валентин Клементьев представляет Понтия Пилата, в котором чувствуется внутренняя ненависть к Ершалаиму. Но на его лица никто не видит никаких эмоций. Он привык скрывать свои чувства от всех. Прокуратору не с кем ими делиться, кроме своей верной собаки.
Зло и добро существовали, существуют и будут существовать. Так и должно быть. Без зла люди не узнали о добре. Борьба этих двух сил нужна для движения жизни, она делает ее более интересной. Благодаря роману Михаила Булгакова и спектаклю МХАТа им. Горького, задумываешься об умении любить, осознавать свои ошибки и вовремя их исправлять, не бояться своих мыслей и чувств. А главное правильно выбирать внутреннего спутника: Воланда или Иешуа.
