Не уходи из зала!


С 2014 года на Новой сцене театра им. Вахтангова идет спектакль «Крик лангусты» по пьесе Джона Марелла.
Воспоминания об актрисе Саре Бернар, блиставшей во второй половине XIX века, становятся отправной точкой для размышлений о судьбе творческих людей, вынужденных покинуть своей «пьедестал». Как стареющей одинокой лицедейке жизненно необходим единственный зритель. Тема стара и, возможно, «избита». Но это не отменяет ее актуальности.
Юлия Рутберг – худая, высокая, с острыми чертами лица, внешне отдалённо напоминает саму Сару. Персонаж Рутберг на протяжении всего действа находится в обездвиженном состоянии, но при этом спектакль абсолютно не статичен. Действие, происходящие внутри Рутберг, выходит «за рамки» не только самой актрисы, но и зрительного зала. В ней сконцентрировано столько жалости и любви к себе, к Питу, к прошлой жизни, что на восходе солнца только и остается издать крик лангусты. Последний крик.
Питу (Андрей Ильин) отведены три роли: биографа, партнера по сцене и зрителя. Он верный соратник, впитывающий в себя все чувства своего кумира. Питу перехватит и «прощальное слово», чтобы сохранить его сквозь века…
В маленьком пространстве два человека листают мемуары Бернар, основная мысль которых довольно проста: с трудом уйдя со сцены, актриса испытывает дикое чувство одиночества. И как за соломинку цепляется за оставшегося «наблюдателя» и мысленно умоляет его: «не уходи из зала!»

Убийца в доме!

«Восемь женщин» написаны французским драматургом Робертом Тома в 1958 году. Автору свое творение не очень полюбилось, несмотря на это пьеса сразу же стала популярной. Первая экранизация была снята уже в 1960 году. Затем последовали другие, в том числе и постановки в театрах разных стран. Еще один занимательный факт: в большинстве афиш театров появляются спектакли с названием «Восемь любящих женщин», и это отличается от оригинального названия. Одно, казалось бы, незначительное, слово придает постановкам саркастический оттенок.
9049a0d830a3f5fa9294a3dd838546b4.jpg
В 2015 году режиссер Владимир Бейлис в стенах Малого театра на Ордынке представил свою версию произведения. Сценография, выполненная Станиславом Бенедиктовым, передает атмосферу достатка отрезанной от мира усадьбы, в которой женщины готовятся встретить Рождество. Большой и мрачный портрет единственного в доме мужчины висит над камином в гостиной. Суровый взгляд Марселя, смотрящего с этого изображения, изначально осуждает все происходящее. Он сам ни разу не появится на сцене, но незримо будет присутствовать со всеми на протяжении постановки. В комнату хозяина дома ведет боковая лестница. Чуть вглубь от нее расположено французское окно, за которым виднеется пушистый снегопад. С противоположной стороны книжные стеллажи, в одном из которых запрятан бабушкин бар.
У каждой женщины обнаруживается такой «потайной бар» после убийства Марселя. Родственники становятся врагами, подозревающими друг друга. В этом доме никто никого не уважает.
Габи (Светлана Аманова) – жена Марселя, истинная леди, умеющая получать от жизни удовольствие. Держится она с достоинством, пытаясь за маской равнодушия скрыть свои эмоции. Периодически возникающие резкие движения выдают в ней «живую душу». Мужа она давно не любит, у каждого своя личная жизнь. Чем не повод свести счеты с нелюбимым мужчиной?
Огюстина (Людмила Титова) – смешная «неудачница», пытающаяся понравится Марселю, который пренебрегает ей. Финальное преображение дает понять, что внутри нее всегда жила «красотка», не сумевшая вовремя «вырваться» наружу. Месть обиженной женщины отличный повод для убийства.
Пьеретте (Ольга Пашкова) от брата нужны лишь деньги, которые он не всегда дает. Такая эффектная дама не любит слушать отказы.
Бабушка (Татьяна Лебедева) – любительница «приложиться к бутылке», но не теряющая здравого смысла. Она подозревает, что Марсель тот еще «прохвост», могущий выкинуть их из дома в любую минуту. И как ей защитить себя и своих детей?
Катрин (Дарья Мингазетдинова) – младшая дочь, единственная кто искренне желал помочь отцу и кто по-настоящему его любил. Но тем больнее было разочарование в его «непушистости».
Да, Марсель «не подарок», у него оказалось много «скелетов в шкафу». Он сам дал каждой повод для свершения преступления. И Марсель совсем не лучше «восьми любящих женщин». Ведь любовь давно не живет в этом доме.

d9d118aa2402d4ce0e44243202c345aa.jpg
фото с сайта театра

Дикарка. МХАТ им. Горького

Зал уже заполнен, зрители в ожидании перешептываются о чем-то своем. И мало кто слышит тихо звучащую музыку, свет постепенно гаснет, а музыка усиливается. И вот мы уже в зеленом саду, возле дома Ашметьевых , из которого открывается чудесный вид на речку и деревеньку вдалеке.
Мы застаем Анну Степановну (Татьяна Поппе), мать главного героя, беседующую со своей невесткой Марией Петровной (Юлия Зыкова)  о своем сыне, который недавно вернулся из заграницы. Мать просит невестку задержать сына Александра в родных краях на более длительный срок, так как он уже собирается уезжать.
Анна Степановна богатая помещица, с некоторой претензией на идеал, которая бывает у людей ее статуса. Она одета со вкусом, но без излишеств. Видимо в силу своего характера, Анна Степановна разговаривает с невесткой в приказном тоне. Ведь, как матери, ей кажется, что сын все еще маленький и за ним необходим присмотр.
Мария Петровна, с горделивой осанкой, в красивом костюме, достойно выслушивает монолог свекрови. Ей и самой хочется побыть с мужем подольше. Она его любит «безмолвно, безнадежно», как писал Пушкин.



И, в этот момент разговора двух дам, выбегает на сцену Александр Львович (Александр Титоренко). Он выбегает в полосатом костюме, чтобы сделать зарядку. Мария Петровна, поговорив с мужем, который подтвердил желание быстрее уехать из поместья, решает познакомить его с молодой девушкой Варей.

А дальше события стали развиваться столь стремительно, что герои сами не успевали следить за ходом развития. Вот Александр уже познакомился с Варей (Елена Коробейникова). С той самой Дикаркой, с которой у них в скором времени случился небольшой роман или интрижка…. Вернее сказать, для Александра Львовича интрижка, для Вари урок.

Варя – рыжая, яркая, задорная девушка. Искрения и влюбившаяся в Ашметьева всем сердцем. Она не умеет лукавить. Она такая: с душой нараспашку, с изменчивым настроением. И платья у нее такие же яркие и  меняются под настроение: то рыжее, то синие, то белое…

А вот Варя и Александр в саду с фонтаном и скамейкой неподалеку уже от ее дома. Именно здесь они и признаются друг к другу в любви. И позже Александр Львович поймет, что уже не выдерживает темп жизни, который ему предлагает Варя. Этот быстрый, страстный темп, как сама Дикарка. Для Александра комфортные условия были созданы его женой, поэтому он захотел вернуться к ней. И в этом же саду, где было признание в любви, будет и другое признание.  Александр оттолкнет Варю
Но это увлечение «дикаркой» даст возможность понять Марии Петровне, что такой муж ей больше не нужен. Она слишком много ему прощала, думая всегда, что это было в последний раз. И сейчас это и, правда, был последний раз. Теперь гордость и самоуважение возобладали над ее любовью. И именно в этот раз Александр осознал достоинства жены, которые не ценил все эти годы. Ведь никто, кроме матери и жены, не принимали его таким, какой он есть.
Когда Александр приходит к жене, то она его уже не принимает, как прежде. Теперь Мария Петровна отталкивает Александра. И это не шутка, как могло показаться сначала. Мария все с той же осанкой, но уже более свободная, свободная от любви.
И вот Александр, чувствующий себя до этого нужным всем, теперь оказывается нужным только матери. Возможно, этот случай тоже преподнес урок Александру Львовичу. И он будет, в следующий раз, относится к женщине более бережно и уважительно.
Ну, а Варя не пропадет. Да, она обожглась один раз в своей любви. Но она приняла правильное решение. Она не стала страдать из-за несчастной любви и уж, тем более, совершать самоубийство. Варя пришла за помощью к тому человеку, который ее действительно любит. Который был рядом с ней уже давно. Это молодой помещик Мальков (Александр Хатиков). Да, она вновь полюбила и собирается за него замуж. Ведь ее страсти и задора хватит на всех. Ничто и  никто не отберет у нее пылкой любви и к будущему мужу, и ко всем людям. Своим оптимизмом она заряжает всех. И выходя со спектакля, веришь только в хорошее.

Мышь – мой друг!

Юрий Грымов представил свою версию романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» на сцене РАМТа.

Инсценировать роман (рассказ, повесть) значит практически то же самое, что пройтись по краю пропасти. Передать абсолютно все грани произведения на сцене задача практически не выполнимая. В этом деле главное - это подход, с которым ставят роман. В последнее время режиссеры очень часто добавляют в спектакли чрезмерное количество аллюзий, искажают сюжет, добавляют не нужные спец.эффекты, чтобы зацепить, удивить зрителя.
В спектакле «Цветы для Элджернона» роман Дэниела Киза взят за основу. Он - стебель цветка-спектакля. А какой будет раскрывшийся бутон, каждый зритель решит для себя сам.
Пространство представляет собой довольно просторную комнату с кажущимися высокими потолками, под которые можно взлететь. Но на самом деле пространство ограниченно (относительно низкие потолки, стены расположены близко), так же как и способности главного героя Чарли Гордона. Не стоит упускать из виду и бесконечное давление на Чарли лечащими врачами и его внутреннее состояние. Поэтому на сцене появляется плотная белая ткань то взметающаяся вверх и выталкивающая Чарли, как инородное вещество. То опускающаяся вниз и придавливающая его к земле.
Правда, в период, когда Чарли будет на пике умственной деятельности, он все же будет подниматься под потолок. На построенный там помост, представляющий собой нечто вроде крыши дома.
Чарли (Максим Керин) высокий молодой человек с большими глазами в белом одеянии. Он честно верит в то, что у него много друзей и его все любят. И он честно старается стать умным.
Максим Керин, выпускник ВТУ им. Щепкина, настолько тонко смог передать мучения души Чарли, что стенания героя невидимым покрывалом окутывают зрителя, вовлекают в действие и не отпускают ещё долго по окончанию спектакля.
Пока Чарли ещё слабоумный его пространство свободно. Оно не загромождено ничем лишним. Есть только стол и два стула. И вот Чарли, после операции, прогрессирует и в итоге становится гением. Пространство тут же заполняется не нужными вещами, воспоминаниями, знаниями. На сцене появляется много стульев, столы, телевизор, торшер.… И много всего, что не дает герою двигаться без препятствий.
Единственным другом для Чарли становится мышь Элджернон, которому сделали такую же операцию. Только этот мышь его не предал и благодаря ему Чарли смог понять, что происходит с ним самим и какой конец его ждет.
Чарли даст науке формулу, по которой функционирует искусственный интеллект.
И вот когда Чарли вернется в дооперационное состояние, он уйдет от своих знакомых, друзей, родственников. Уйдет в зрительный зал как в зеркальное отражение заднего двора, на котором похоронен Элджернон. И которому, возможно, кто-то принесет цветы.

«Горячее сердце». Театр Современник.

Пьесы Александра Островского не теряют актуальности на протяжении многих лет. Можно предположить, что современные люди уже подзабыли кто такой купец и чем он отличается, например, от дворянина. И почему в произведение считается плохо то, что сейчас уже вошло в норму жизни. Слегка изменять пьесы, подстраивая их под современный мир, жизненная необходимость. И, вообще, театр – живой организм, он должен меняться. Сейчас авангардные постановки набирают популярность. Театр «Современник» на то и «современник», что его не обошла стороной модерновая постановка пьесы Островского «Горячее сердце».



Спектакль начинается, когда зритель еще не готов к этому. Хотя третий звонок уже прозвенел, но свет в зале еще не погас. И зрители думают, что начало спектакля будет не сейчас. И тут в зал через дверь, в которую заходили зрители, заходит человек с колокольчиком. Он проходит к сцене и начинает говорить, что «он продает свой театр и сегодня последнее представление». Действие начинается. Занавес открывается, а там стена. Вроде бы тупик, потому что человек, любящий театр вынужден продавать свое «детище». Но проходит совсем немного времени, и человек проходит сквозь стену, ломая ее. Так же происходит и с нами. Мы потеряли в себе человечность, стали равнодушными. Но всегда есть выход. Нужно просто потратить немного больше сил, чтобы сломать стоящую преграду.
Хватского (Владислав Федченко), барина помешенного на театре не было в оригинале. Это находка режиссера Егора Перегудова. Несмотря на оригинальные находки режиссера, которых в спектакле было не мало, он сумел сохранить и передать идею Островского о том, что нужно уметь жить по-человечески. Так пытаются жить три героя пьесы: Параша (Светлана Иванова), ее отец Курослепов (Василий Мищенко) и Гаврило (Сергей Гирин). И в самом начале они кажутся простоватыми, недалекими, смешными людьми. А в конце все меняется, и они уже кажутся единственными людьми, сохранившими в себе умение жить по совести, не боятся препятствий. Если сказать одним словом, то сохранили в себе человечность. И то, что в конце Параша все-таки выбирает  именно Гаврило, а не Васю Шустрого (Иван Стебунов), которого она любит, говорит о том, что искренность и чистота побеждает. Видимо не всегда нужно отдаваться чувствам, иногда нужно видеть самого человека.
В «Живом трупе» Льва Толстого было так же: вначале Протасов казался ничтожным человеком, а в конце он предстает перед зрителями, как благородный с высокими ценностями человек.
В жизни очень сложно по внешнему виду определить какой человек внутри. Это определить помогает только время. Так и в спектакле: костюмы у всех особо не отличаются между собой, они неприметные, невзрачные.  Сразу и не разберешь кто есть кто. Единственный костюм, который отличается это костюм городничего. Поскольку Островский описал Градобоева (Павел Юлку) практически как основное воплощение зла, то и костюм у него был черный.
Отчаяние, которое происходит у Хлынова (Артур Смольянинов), было показано не только благодаря отличной игре актера, но и благодаря необычным декорациям. Хлынов появляется на сцене в подводной лодке, по крайней мере, выглядит это все как подводная лодка. Это его дом, точнее броня, которой он закрылся от всего мира. Он внутренне закрылся от мира, что и было продемонстрировано декорациями, а внешне он пытается показаться всем бравым весельчаком. Он, наверное, и сам боится признаться себе, что чувствует его душа. Поэтому ему всегда скучно, и он хочет развлечений. «Подводная лодка» - это не только дом Хлынова, это ещё и «бочонок» с шампанским, и «фейерверк» с деньгами.
О том, что рушится мир, что скоро придет конец всему тому, что мы любим, помнит только Курослепов. Он в самом начале и в конце спектакля говорит, что «небо валится». Тем самым завершая совершенный оборот жизни, который мы наблюдали на сцене.
Нам режиссер представил спектакль в спектакле, поэтому актеры смотрели с нами эту жизнь, садясь периодически на стулья, расставленные перед сценой. Такой формат порой отвлекает зрителя от основной темы человечности, которая звучит в пьесе Островского. И порой возникал вопрос к чему были вставленный в спектакль некоторые находки, с одной стороны, эффектные. Например, поливание главной героини водой. Да, у нее горячее сердце, но его не надо остужать. Наоборот, оно должно гореть ещё ярче, чтобы зажечь такой же огонь в других сердцах.
Ставилась комедия, с добавлением современного юмора, но в итоге получился очень мрачный спектакль с безысходностью в конце. К Курослеповской фразе «небо валится» добавляется ещё и фраза Параши, завершающая спектакль: «Какое уж тут счастье, хоть бы пожить по-людски».

Мертвые души. Театр Маяковского.

«Мертвые души» - души умерших людей или же души людей живущих с «мертвой» душой? Ответ на этот вопрос искал Гоголь, а вместе с ним поиски продолжил и театр им. Маяковского.
Сюжет «Мертвых душ», с одной стороны, прост. Человек хочет быть счастливым. Для каждого понятие «счастья» свое. Например, человек хочет быть богатым, чтобы содержать семью.  Но какими способами он будет добиваться своего счастья? Сможет ли он сохранить душу?
Гоголь представляет нам героев со сложившимися жизненными принципами, стараясь объяснить, почему они стали такими. Судьба у всех была разная, со своими испытаниями, каждый приходит к своему финалу. А сохранили ли они «живыми» души?
«Мертвые души» неоднократно ставились на сценах театров России. И в каждой постановке делался акцент на одной или нескольких темах, которые выделял режиссер. Театр им. Маяковского в спектакле выделил вопрос: что делать человеку, чтобы сохранить душу?
Мир – это бесконечный круговорот изменений, чтобы в нем выжить необходимо двигаться и развиваться. Душа – это основная составляющая мира, помещённая в сосуд. Сосуд – это тело человека. Если человек не стремится ухаживать за душой – трудиться, развиваться, познавать новое – то душа «умирает» в нем. Но можно ли возродить душу?
В спектакле можно увидеть надежду, что даже в самых сложных обстоятельствах, при желании человека исправить ошибки и измениться, возрождение души возможно.
 
У Чичикова мечта о семье и детях – и есть его спасение души, только вначале он идет к ней ошибочным путем. Он шел к ней путем обмана. Но даже ради самой благородной мечты нельзя идти такой тропой. Ступая на дорогу лжи, человек губит душу. Вроде бы он стремится к цели, но идет «по головам». Если все будут подражать такому примеру, то души погибнут. Путь обмана – скользкий путь. Ступая на него, спастись вряд ли получится.
  В музыкальном оформлении Владимира Дашкевича было отражено и переживания человека, и сама Россия. Музыка придавала спектаклю больше мрачности и  напряженности. А главное она была к месту и была запоминающаяся. Что является редкостью, часто она проходит мимо зрителя.
  В театре им. Маяковского можно прочувствовать произведение наиболее тонко, благодаря особой атмосфере. Первое, что бросается в глаза -  оформление зала, которое выполнено в красном цвете. Возможно, красный цвет и действует как раздражитель. Но здесь это уместно. Это дань прошлому театра, отголосок из истории, который раньше был театром Революции.
А в постановке Сергея Арцибашева, который до 2011 года был художественным руководителем театра, можно наблюдать революционные нотки и в поведении героев во втором акте. Революцию в умирающей душе, которая возрождает себя, общество, страну.
  Спектакль представлен как трагикомедия в двух актах. Один акт – это один том. Режиссерская линия выстроена очень грамотно. Сергей Арцибашев передал мистику произведения Гоголя, борьбу «мертвой» и «живой» души в каждом человеке. И до последней речи Чичикова остается загадкой, что же в итоге победит.
 
Очень много смысла заложено в декорациях и костюмах.
В первом акте все актеры в цветных ярких костюмах. Души их еще «живые». Они ещё видят краски, радость; они ещё не опустели, не очерствели. А на заднем фоне черный вращающийся барабан; то ускоряющий, то замедляющий темп. Так же как и сама жизнь: то разгоняется, то замедляется, а в конце совсем останавливается. Барабан как вторая сцена, на которой появляются то комнаты героев, то головы чиновников, то руки невидимых собеседников, появляются и исчезают вещи.
Декорацию в виде барабана можно расценивать не только как полноту жизни, которой живут герои, но и как дописанный первый том. Черные декорации – отражение мрачности поэмы Гоголя и напоминание о постепенной гибели души человека, который не заботится о своем саморазвитии.

Мрачные «живые» декорации были и в «Участи Электры» в РАМТе, которые произвели сильнейшее впечатление и сделали спектакль. Они тоже создавали напряженность и ощущение задействованности зрителя в спектакле. Только в театре им. Маяковского они эффект усилился благодаря использованию рук. В прямом смысле. Стены могут держать человека или отпустить его. У стен есть не только «уши», но и «руки», которые могут его поддержать и не дать опуститься, или навсегда закрыть от жизни.
Во втором акте все актеры в черно-белых костюмах и уже не барабан на заднем плане, а полукруг. Это сожжённый второй том и гибель души человека. Очень интересная находка показать, вернее подчеркнуть более явно, «мертвую» душу в мизансцене, когда Чичиков приходит к генералу Бетрищеву. В кабинете генерала висит его цветной портрет, а внизу, под портретом, висит красный пиджак с орденами. Когда-то в молодости Бетрищев был с «живой» душой, воевал с французами, стремился к новому. А теперь он уставший от жизни человек, его мало что интересует. Кажется, что точка поставлена. Его душа умерла. Но красный пиджак! Красный – цвет революции. Значит, не все ещё потеряно. Значит, есть ещё надежда на возрождение души.
Чичиков (Сергей Удовик) был мямлей, ведомым, неуверенным человеком. Не было в нем видно желания заработать, ради которого он совершал махинации. В спектакль он вписался, но роль не удалась. Чичиков – человек, знающий себе цену и уверенный в действиях. Он идет к цели. Удовик затерялся среди декораций, костюмов и других актеров. Чичиков был не главный герой, а как призма, через которую проходят главные герои (Собакевич, Плюшкин, Коробочка).
Представить красавца-мужчину Игоря Костолевского в роли Плюшкина было немыслимо. Грим и актерское мастерство сделали свое дело. Костолевского было не узнать. Он был похож на бабу-ягу. Даже рассматривая в бинокль невозможно поверить, что это тот самый Костолевский. Такое преображение. На сцене был, действительно, Плюшкин. И никто иной. Если бы у Костолевского не было второй роли во втором акте, где он играет  генерал-губернатора, то можно было подумать: «в программке ошибка». Браво, Маэстро!
Финальная речь генерал-губернатора в исполнении Костолевского была актуальна как никогда. Да, ее писал Гоголь много лет назад. Да, ее отредактировали. Но суть осталась. И суть за эти столетия не изменилась. От этого и хочется плакать, не верить что это правда. Жаль, что эти слова не каждый зритель примет на свой счет.
Коробочка (Светлана Немоляева) одинокая вдова, туго соображающая. А может даже и не туго. Просто ей не с кем поговорить, и она таким способом пытается задержать тех, кто к ней заходит. Немоляева удивительно точно передала все черты и повадки Коробочки. Ощущение твердолобой вдовы было передано точно.
Старая гвардия актеров не растеряла свой талант и мастерство.
Собакевич (Александр Андриенко) не был неуклюж и угловат. Не было полноты характера, не раскрыт герой как таковой. Собакевич не упустит своей выгоды. Он не любит общество, закрыт в себе. Было такое ощущение, что Андриенко просто зачитал текст.

Спектакль заканчивается фразой Чичикова: «Душа бессмертна!». Значит, герои осознали свои ошибки. Значит, души будут «живыми». Торжество жизни и желания познавать новое восторжествовало. Можно воссоздать душу из пепла, как воссоздали второй том «Мертвых душ». После спектакля хочется пересмотреть свою душу, улучшить ее, стремиться к совершенству.

Постановка «Мертвых душ» в театре им. Маяковского – это не просто спектакль о борьбе душ, но и дань уважения к Николаю Гоголю. Спектаклю, сделанного с такой любовью, можно простить мелкие недочеты.
 

Пять вечеров. Театр Современник.

В зале гаснет свет, открывается занавес, и зрители оказываются в пустынном месте, где бушует вьюга. Посередине безлюдного места, как глыба, стоит мужчина средних лет, но потрепанный жизнью. Его одежда ничем не примечательна, сам он никак не выделяется. Он пришел из прошлого, которое было преддверьем грядущих пяти вечеров, он создаст в настоящем эти вечера и уйдет в будущее, где эти вечера закончатся не скоро.

Этот мужчина главный герой, Александр Ильин (Сергей Гармаш). После долгого отсутствия он вернулся в свой «город, знакомый до слез», в Ленинград. Вернулся с седыми волосами,  в темном пальто и с маленьким портфелем. В этом городе прошла его молодость, но, что более важно, здесь осталась его первая и единственная любовь. Он убежал от нее, испугался спугнуть счастья или побоялся ответственности. Мы его уже видим повзрослевшего, с жизненным опытом, отдающим отчет в своих действиях.
Вьюга, которую мы видим в начале спектакля, не просто природное явление, но и внутренняя борьба Ильина – перебороть свою гордость, простить, не побояться начать все сначала. За этими метаморфозами души мы и будем наблюдать на протяжении всего действия. Такие изменения будут происходить не только с главным героем, но и со всеми персонажами пьесы.
Александр, остановившись в квартире у знакомой Зои (Галина Петрова), не замечает ее. Она для него промежуточный этап. Ильин все 17 лет помнил о своей «звезде». Именно так называли Тамару ее подруги. Она была и до сих пор осталась для Ильина путеводной звездой. И он решается прийти к ней.
Силуэт Ильина появляется у двери в квартиру Тамары, словно призрак из прошлого. Хоть он пока и находится за стеклянной дверью, создается впечатление, что герой уже прошел сквозь нее. Тамара все еще не узнает гостя, или боится узнать. И лишь паспорт подтверждает его имя и что он все-таки человек, а не призрак.
Александр входит уверенно, как к себе домой, отчего Тамара теряется на мгновенье. Они ждали эту встречу все 17 лет. Да, ведь Тамара (Евгения Симонова) эти годы надеялась вновь увидеть свою любовь. И замуж не вышла, потому что верила в возвращение своего возлюбленного.

Обстановка в квартире – вторая маленькая комната, уголок Тамары, стол с чертежами, все скромно, но с достоинством – передают отношение героев к этой ситуации. Это все как бы говорит о том, что «я скромный, бедный, но гордый». Александр и Тамара равнозначные фигуры, они не уступают друг другу по силе характера. Они ещё боятся показать свою слабость, боятся вновь соединиться.
Тамара снаружи хрупкая, как вазочка, женщина, с коричневыми кудрявыми волосами и немного приземленная жизнью. Она вначале ещё боится мечтать.
Их встреча происходит по-домашнему, как будто и не было длительного расставания. И много боли, и вымученное прощение слышится не столько в самих словах, а в их тоне, которые удивительно точно смогли передать актеры.
Зрителей, как электричеством пронзает, от того как задает вопрос Гармаш, в роли Ильина: «Что ты сказала?» на реплику Тамары, хорошо, что она не вышла замуж. И в этот момент думаешь, что уже все решилось. Что режиссер Александр Огарев по-другому прочитал пьесу Володина, что не будет продолжения. Не будет пяти вечеров…
Но, нет. Тамара, говоря Кате «девушка должна быть гордой», озвучивает свою позицию. Поэтому она не может сразу дать волю своим чувствам, отпустить себя и пойти за Ильиным. Она не хочет «бегать за ним, как собачонка».  Но эти пять вечеров помогают им осмыслить насколько глупо отказываться от своего счастья из-за нежелания усмирить свой характер.
На втором плане ведется вторая линия героев очень похожих на главных. Слава и его девушка Катя, по сути, Тамара и Александр. Только молодые. За попыткой казаться лучше, чем они есть на самом деле, скрываются их истинные чувства, в которых они боятся признаться. Вернее, Слава пытается наладить контакт с Катей, а она держит его на расстоянии. Хотя он ей самой нравится. Все в точности, как у старших товарищей.
Тамара всегда оставалась оптимисткой и смотрела на жизнь через светлую призму иллюзий. И даже ее уголок в комнате отгорожен белой прозрачной воздушной занавеской. Наверное, благодаря тому, что в ней в итоге возобладал оптимизм и легкость, Тамара пошла навстречу  первой, она не побоялась разрушить рамки, созданные ими самими.
Но этот оптимизм и легкость героини чувствовались в самой пьесе, которую довольно точно перенес Александр Огарев на сцену. Но у Евгении Симоновой она получилась более плоской. Сдержанность и печаль были, и порой от них веяло холодом. А вот легкости в конце не получилось. Было ощущение, что героиня с тяжелым сердцем соглашается следовать за Ильиным. Что ей самой этого не нужно.
Ильин, боясь разочаровать любимую женщину, приукрашивает свою жизнь. Он боится признаться даже самому себе, что делает это из-за своего тщеславия, которое не позволяет ему сказать правду. Ему казалось, что Тамара разлюбит его, когда узнает, что он шофер. Ему не хотелось расставаться с ее любовью. И он поступает так же, как поступил до этого, решает убежать. Но в этот раз он пришел проститься и объясниться с Тамарой. И это было мудрым шагом. Хоть он и был сделан благодаря Кате, которая усовестила его и помогла решиться.
Ведь и сама Катя делает шаг навстречу Славе. Она его уже не будет держать на расстоянии. Их сердца тоже соединились в едином порыве.
И когда два, вернее четыре, любящих сердца соединились, душа Тамары улетела к мечтам, в светлое будущее. Зрители летят вместе с героиней, туда за облака, к вершине счастья, туда, где все счастливы и нет горя. И в одно мгновение мы падаем обратно вниз, сердце замирает и холодеет душа.… Ведь все это будет, обязательно будет.
Главное, чтобы не было войны.

Планы театра им. Моссовета на юбилейный сезон


12 сентября 2017 года спектаклем «Римская комедия» театр им. Моссовета открывает юбилейный 95-й сезон.

Сегодня же 12 сентября в Мэрии состоится вручение Премии города Москвы в области литературы и искусства создателям спектакля «Не все коту масленица».
Первой премьерой юбилейного сезона станет спектакль «Идиот» по знаменитому роману Федора Достоевского в постановке Юрия Еремина. В роли князя Мышкина выступят Антон Аносов и Дмитрий Подадаев. Премьера намечена на 30 сентября.

На конец декабря запланирована вторая премьера сезона «Васса Железнова» с Валентиной Талызиной в заглавной роли. Режиссер, Сергей Виноградов, решил объединить два варианта горьковской пьесы.

Режиссёр Михаил Левитин-мл. планирует поставить «Путешествие с тетушкой» по мотивам одноименного романа Грэма Грина с Ольгой Остроумовой в главной роли.

В планах театра работа над спектаклем «Великолепный рогоносец» (режиссер – Нина Чусова) с Павлом Деревянко.  Также в проекте спектакль Виктора Шамирова с Александром Домогаровым (название пьесы уточняется). Есть вероятность, что в новом сезоне появится и новая постановка Александра Яцко.

Не обошлось, конечно же, и без пополнения в «семействе» театра. В труппу приняты два недавних выпускника: Павел Лухачев и Дмитрий Деров.

В юбилейном сезоне театр продолжит воплощать свой «молодежный проект». Так Илья Носоченко (ученик Олега Кудряшова) начнет работу над экспериментальным проектом «Туман» по роману испанского писателя и философа Микеле Унамуно.


Танцующий Отелло

Режиссер Анжелика Холина представила хореографический спектакль «Отелло» в театре им. Вахтангова, премьера которого состоялась 9 ноября 2013 года. Это не первый спектакль Холиной в театр им. Вахтангова. До этого уже были «Берег женщин» и «Анна Каренина». Уход от традиционного прочтения классики, это возможность посмотреть на произведения с новой, неисследованной стороны.
«Отелло» - это ни балет, ни современный танец, а именно хореографический спектакль, поскольку задействованы не профессиональные танцоры, а актеры. Как мне кажется, перед исполнителями была поставлена сложная задача: передать через пластику все чувства и мысли, заложенные не только автором пьесы, но и хореографом. Сложность состоит в том, на мой взгляд, что актеры до этого играли в другом жанре и привыкли к другой подаче материала зрителям. Здесь нужно было освоить другой вид деятельности, причем за кратчайший срок.
Минимализм декораций (люстра, представляющая собой и корабль, и клетку) позволяет сосредоточиться на самом действии и не упустить ни одного жеста, в котором, возможно, заложен важный смысл. С балкона более четко виден общий рисунок танца. Оттуда же с интересом наблюдаешь за синхронностью движений. И когда все складывается, то получается завораживающие своей красотой зрелище.
Одним из интересных режиссерских ходов является использование группы девушек в качестве волн, турок, мыслей героев. Их лиц не видно, так как они закутаны темным материалом. Данный факт делает их похожими на манекен. И порой воспринимаешь девушек, как не одушевленные предметы, как что-то не из этого мира.
Весь спектакль проходит в полумраке, что усиливает эффект нервозности, напряжения. А также дает понять, что все герои находятся впотьмах, не понимая порой, что они делают.
Если говорить о главных героях, то хотелось бы отметить исполнительницу роли Дездемоны – Ольгу Лерман. Она была воздушной, чистой, легкой, как ветерок. С другой стороны, если рассматривать ее хореографию, то, наверное, можно найти недочеты. Но, в целом, она смотрелась гармонично. И ее хореографический непрофессионализм не был сильно заметен.
А вот главный герой Отелло (Григорий Антипенко) выглядел, как инородное вещество. Помимо того, что пластика была не совершенна, так ещё и по-актерски было очень переиграно или не доиграно. Всю неудержимую страсть, ревность, свойственную Отелло, Антипенко передать не смог.
Спектакль «Отелло» - это попытка режиссера-хореографа Холиной соединить драматический театр с танцем. Это очень интересное направление, которое только начинает развиваться. Но пока «Отелло» это лишь робкое начало.

Мастер и Маргарита. МХАТ им. Горького.

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» затрагиваются темы добра и зла, трусости и благородства, мести и прощения. А также веры в то, что любящее сердце способно творить чудеса. Но основной темой является двойственность мира. Об этом Михаил Афанасьевич напоминает ещё и тем, что в романе параллельно развиваются две сюжетные линии, сплетаясь в конце воедино.

В спектакле МХАТа им. Горького, в постановке Беляковича, о двойственности напоминает многое. В том числе и отсутствие, так называемой, «четвертой стены», которая завлекает зрителей в действие и делает их участниками представления. То есть появляются активные и пассивные участники. Это тоже отражение добра и зла. Активность и пассивность могут быть и полезными, приносящими добро, и разрушительными, приносящими зло.
И минимализм декораций, в создании атмосферы присутствия зрителей в спектакле, играет важную роль. На сцене только алюминиевые листы, которые превращаются в рукописи гения. И из них появляются герои произведения под мистическую музыку. Отсутствие «задников» на сцене дает возможность видеть все пространство и как бы «читать между строк». Как и в самом произведении.
А когда Иешуа рассказывал Понтию Пилату о том, что он пришел в дом Иуды, и тот зажег свечи в доме. То по бокам сцены, на верху, зажигаются рампы, и зрители как будто переносятся в дом Иуды. И присутствуют при разговоре двух людей.
Но на этом участие пришедших на постановку романа не останавливается. Зрители становятся зрителями представления в варьете, и подтверждают актуальность темы о неизменности московских горожан внутренне. Хоть все и знают историю, и падающие бумажки, по сути, не нужны никому, но «червонцы» ловили практически все. Если есть такая возможность почему бы не попытать счастья или подыграть?
Воланд и его свита также напоминают о двойственности мира. Сатана в черном костюме, но с белыми волосами. Лицо Азазело в белом гриме. А лицо Коровьева разделено пополам. В каждом плохо есть хорошо. Но появляющийся красный свет не дает забыть об истинной личине Воланда и его свиты – грех, муки и ад.
Но и в каждом хорошо есть плохо. Это отражается и в костюме Мастера: белая ночная рубашка, а поверх нее черный плащ. Понимая, что находясь в психиатрической лечебнице, он не принесет Маргарите счастья, Мастер отрекается от нее, принося себя в жертву ради любви. Гонения, из-за написанного романа, делают Мастера более жестким, заставляют закрыться от мира. Но внутри Мастер чист. Мысли героя светлы, поэтому его речь должна завораживать. Он говорит и от лица Иешуа, в том числе. А от речи Мастера, в исполнении Александра Титоренко, не было «комка в горле». Не чувствовался внутренний свет, который был в книге и читался по костюмам. Не было той привлекающей силы, которую хотелось видеть. В Мастера влюбляешься не за внешнюю красоту, а за внутренне «свечение». Именно этого не хватило Титоренко для удачного исполнения роли.

Человек, попадая в паутину Дьявола, которую тот плетет веками, не всегда может выйти из нее достойно. Для этого необходимо иметь любящее сердце. Но любовь бывает разной: эгоистичной, добродетельной, спасительной, губительной и т.д. Страшнее всего не умение признаваться самому себе в чувствах и боязнь отстаивать их. Как говорил Иешуа: «В числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».
Маргарита, появляющаяся на сцене в черном платье, винит себя, что живет с человеком, которого не любит. И боится уйти от него, потому что муж не сделал ей ничего плохого. Черное платье можно расценить, как внутреннюю ненависть к себе, как трусость уйти от мужа к любовнику.
В спектакле Маргарита вышла без желтых цветов, которые были при встрече с Мастером. Их очень не хватало, так как желтый цвет – цвет прощания. А в конце они прощаются с этим миром и приобретают покой в ином мире. Это очень символично, что их судьба уже предначертана изначально. Именно об этом и говорит Воланд при встрече с Берлиозом. Нужно было это показать желтыми цветами.
Когда Маргарита принимает предложение Азазело, забирая крем, она сбрасывает с себя оковы. Ее платье теперь белое. Она «невидима и свободна».
И в этот момент декорации, все те же листья, превращаются в ветер, создавая ощущение полета. А музыка предает полету скорость. Маргарита, не отрываясь от пола, летит. Полет был создан без дополнительных технических средств. А с помощью минимальных декораций, музыки и актеров. При этом не было иллюзии обмана, было ощущение полета вместе с героиней.
Но полет длиться не долго, поскольку Маргарита все же заключила сделку с Дьяволом. И на балу и после него, она вновь облачена в черное одеяние. Она приносит себя в жертву ради любви, спасая Мастера. Да, истинная любовь существует и может творить чудеса. Но и у нее есть две стороны: чтобы что-то получить, нужно что-то потерять.
В Маргарите можно увидеть много двойственности: она одновременно сильная и слабая, решительная и нежная, любящая и ненавидящая. Маргарита Ирины Фадиной не менялась в эмоциях на протяжении всего спектакля. Как же не хватало отчаянности и страсти в любви к Мастеру! Как хотелось видеть перемены в героине!
Многие огрехи главных героев можно не заметить, благодаря настоящему Воланду (Михаил Кабанов). Передать голосом и взглядом, присутствие сатаны, до «мурашек», до оцепенения. Да, его предназначение зло, но он иногда прощает и дает людям второй шанс. Сатана не абстрактное, мифическое существо. Воланд существует в каждом из нас, так же как и Иешуа. Двойственность необходима, чтобы можно было понять «что такое хорошо, а что такое плохо». И у людей всегда должен быть выбор.
Коровьев – герой, который подстраивается под любую ситуацию. Чтобы выжить в изменчивом мире, необходимо уметь прогибаться под него. Умение «прогибаться под изменчивый мир» можно наблюдать в пластике Фагота (Георгий Иобадзе). Зрителям было представлено нечто вроде пантомимы, в которой каждый увидит что-то свое.
Двойственность читается и в костюме Понтия Пилата. Бело-красное платье прокуратора, обязанностью которого является приговаривать людей к смерти или их оправдывать, напоминает о его причастности к смерти невинного. Того кого он сам не хотел казнить, ведь в глубине души Игемону нравились проповеди Иешуа. Но он побоялся признаться в этом перед Синедрионом. Понтий Пилат осознал свою ошибку слишком поздно. Отомстив Иуде, он не вернул себе покоя. Спустя лишь много лет он получит покой, благодаря прощению Мастер от лица Иешуа.
Валентин Клементьев представляет Понтия Пилата, в котором чувствуется внутренняя ненависть к Ершалаиму. Но на его лица никто не видит никаких эмоций. Он привык скрывать свои чувства от всех. Прокуратору не с кем ими делиться, кроме своей верной собаки.
Зло и добро существовали, существуют и будут существовать. Так и должно быть. Без зла люди не узнали о добре. Борьба этих двух сил нужна для движения жизни, она делает ее более интересной. Благодаря роману Михаила Булгакова и спектаклю МХАТа им. Горького, задумываешься об умении любить, осознавать свои ошибки и вовремя их исправлять, не бояться своих мыслей и чувств. А главное правильно выбирать внутреннего спутника: Воланда или Иешуа.

"ОколоСФЕРическое"

Театральная Москва может только радовать своим разнообразием. Есть театры популярные, которые «на слуху», а есть, о которых пишут «всего ничего». Но отсутствие большого количества статей ничуть не умаляет «интересности» театра.
Основное скопление «храмов Мельпомены» находится, конечно же, в центре столицы. И вот если немного удалиться от центра и придти в сад «Эрмитаж», то там можно найти три места действа: «Сфера», «Эрмитаж» и «Новая Опера».
Уделим внимание одному из них.




Театр «Сфера» был создан Екатериной Еланской в 80-х годах прошлого века. Необычная конструкция зала объясняет название театра и вызывает интерес и по сей день. Игровой площадкой является весь зал. И зритель становятся не отдаленным наблюдателем, а полноправным участником. «Мелочь, а приятно» :)
Труппа театра не многочисленна, но может похвастаться, как прекрасными «ветеранами», так и молодыми талантливыми актерам.
Как, например, Павел Гребенников, для которого не существует определенного амплуа. Да, у актеров такая профессия перевоплощаться то в одного, то в другого. Всегда интересует вопрос «как» он (актер) это делает. У Гребенникова нет штампов, которые переходят из одной роли в другую. Да и одну роль он каждый раз дополняет чем-то новым. За ним всегда любопытно наблюдать.
А еще есть воздушная Евгения Казарина, которая может просто сеть на стульчик в центре и тем самым украсить спектакль :) Но ее обаяние лишь дополнение к актерскому мастерству....
А Екатерину Давыдову-Тонгур просто невозможно не запомнить.
В 2014 году «капитаном корабля» стал Александр Коршунов, который неразделимой нитью связан и с Малым театром. Поэтому в «Сфере» не наблюдается слишком эксцентричных спектаклей. Но в то же время присутствуют и новые прочтения классики, как например, «Безотцовшина», которая идет на малой сцене в минимально-концептуальных декорациях.
Так же дается дорога молодым режиссерам. На сцене «Сферы» уже идут 5 спектаклей Юлии Беляевой: «Афродита», «Фиеста», «Чудаки и зануды», «Раскас» и «Беднная наша Дженни». А на июль намечена премьера про «Простодурсена и Великие истории Приречной страны».
Приглашаются и более маститые режиссеры, как Марина Брусникина («Обращение в слух»).
Отдается дань памяти и основателю театра. В репертуаре сохранены спектакли Екатерины Еланской, в том числе и поэтический спектакль «Нездешний вечер».
Сейчас «Сфера» расширяет свой репертуар, не ограничиваясь только классикой. Так что в театре можно найти постановки на любой вкус. Но​, к сожалению, пока в копилке «Сферы» на так много спектаклей для детей. Возможно в будущем афишу дополнят и такие постановки.


Одним словом, для театра «Сфера» начался новый этап развития, который пока только набирает обороты.

Здоровый свет