Рублевская «Троица»: сквозь время и вне времени

65ab68586e996867cd6b7f61ab36937e.jpg
Когда смотришь на эту икону, то не хочется думать о времени. Вот оно перед тобой, это самое Время – ни много ни мало шесть веков: в этом году рублевской «Троице» исполнилось 607 лет.

...Сейчас даже трудно представить себе этот кусочек русской истории – самое начало XIV века, правление Василия Первого, который продолжил политику формирования Русского централизованного государства. Позади Куликовская битва, а впереди 1408 год – нападение на русские города татарского князя Едигея,  разграбление Нижнего Новгорода, Переславля, Юрьева, Ростова. И на фоне укрепления городов, строительства храмов и дворцов – расцвет искусства русской школы иконописи. После Феофана Грека первым стал Андрей Рублев. В 1405 году Андрей Рублев вместе с Феофаном Греком расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, а через три года с Даниилом Черным Успенский собор во Владимире.  

Считается, что духовным наставником Андрея Рублева был Сергий Радонежский и свою икону «Троица» художник посвятил именно ему. Символика иконы проста и ясна: сидящие за столом ангелы мирно беседуют. Чаша на столе как страдания Христа, скипетры в руках у ангелов как власть, голубой цвет в одеждах как нечто божественное.  На заднем плане тоже символ – церковь, но такая необычная, непохожая на храм того времени. Как будто не храм, а здание будущего и два зияющих входа в него. Кстати, единственное место, где художник использовал черный цвет, как будто давал понять, что все черное мы оставляем у дверей, а за ними – настоящая мирная жизнь, торжество покоя. И ангелы охраняют этот покой. Они написаны по всем канонам церкви, но сколько скрытого движения под их одеяниями, сколько благородства в тонких пальцах, сияющих переливающихся одеждах, и – главное – в глазах, не канонически-пустых, обычно назидающих и наставляющих, а очень теплых, в которые хочется смотреть и смотреть, проникаться и думать о своем. Если учесть, что как таковой светской живописи на Руси в то время еще не было, то икона опередила свое время, перестав быть иконой, ликом, а став картиной мира.  

И еще. Попробуйте мысленно убрать из иконы хоть что-нибудь: чашу на столе, гору (считается, что это прототип Голгофы), изменить колорит, наклон головы у каждого «героя» картины, вообще хоть что-нибудь изменить, убрать или приписать – и ничего не получится. Здесь само совершенство Гармонии, которую невозможно нарушить, и потому она переживает свое время и вписывается в наше, став историей, достоянием, символом. Без всяких намеков и предостережений. Андрей Рублев из XIV века сказал нам: «Живите с миром!». Надо бы!..
Галина Мумрикова  
Православные сокровища Готического зала
Чернобыльская трагедия в святынях
19 июня – день Святой Троицы

Монах и бес

5340f02d3752a264e130090ec22a38f5.jpg

Прекрасно помню из своего школьного детства урок, посвященный Куликовской битве. Особенно, бой Пересвета и Челубея, ее предварявший. Не сам бой, понятно, но рассказ о нем, яркие эмоции, картинки в учебники, да и не только там, я тяготел к военной истории и издания, наподобие «Книги будущих командиров», были моими настольными.

Битва двух богатырей, столкновение миров русского и монгольского потрясали детское воображение. Собственно, героическая незаурядность этого исторического события так и должна восприниматься. Не зря поединок Пересвета и Челубея лег в основу сюжетов многочисленных картин, например.

04f3206a1520e5e362b32e7b113573b1.jpg

Но в годы моей учебы официальной религией СССР был атеизм. Потому самое главное, что означала собой битва витязей, нам не спешили рассказать. Это не вписывалось бы в канву материалистического мировоззрения. Прошли годы, прежде чем удалось разобраться, что же случилось на самом деле. Отнюдь не состязания двух просто сильных, смелых и ловких воинов. 8 сентября 1380 года схлестнулись силы света и тьмы. И это не фигура речи.

С одной стороны бился Александр Пересвет, инок Троице-Сергиевского монастыря, благословленный на сражение самим преподобным Сергием Радонежским. Уверен, что воином он был сильным. До пострижения Пересвет являлся боярином из Брянска, а в ту пору родовитые русские люди по своим боевым навыкам вполне соответствовали средневековому рыцарству. Но не это было главное. Решающую роль сыграла духовная составляющая.

b683ef09bc85a98165ab6006618492d8.jpg

Ведь против инока вышел Челубей, легенда Азии и непобедимый воин. Но и это не все. Он много времени провел в тибетских монастырях, где освоил древнюю боевую магию бон-по. Очень специфическое единоборство, надо заметить, основанное на вызове заклинаниями могущественных потусторонних сил. Иными словами, Челубей впускал в себя беса, получал «силу зверя», расплачиваясь за это своей душой.

Монголы и сами побаивались своего главного батыра. Но в его победе не сомневались. Кто может победить демона? Оказалось, есть кому. И это Христос, выбравший в качестве своего оружия Александра Пересвета.

9e95f79ce055c87a1dbe5d4544ef8e8c.jpg

Когда бородатый русский воин в странном одеяние (а Пересвет бился без доспехов, в облачение монаха-схимника) поверг до сего непобедимого бойца, это произвело большое впечатление. Дело даже не в том, что русские получили перед битвой существенное моральное преимущество, хотя и это важно. Треснули основы языческого мира. По ним был нанесен сокрушитель удар. Исследователи говорят, что в священных писаниях тибетцев сохранились упоминания о победе Пересвета, как о событие, изменившем порядок вещей в мире.

Собственно, в давние времена «богатырские поединки» перед основным сражением практиковались часто. Но многих ли их участников мы с вами знаем? Да, считай, никого. А Пересвета и Челубея знаем, даже спустя многие века. Ведь это была особенная битва.

Автор: Руслан Мармазов

c0e0fd0422f4d5f7fe472082c365e22c.jpg
И помним не только его...

"Сим победиши"

Наука и бабушкины сказки. Баба Яга и... техника
Здоровый свет