Монах: «Хорошо вам, можете верить в Бога, а я вот нет…»

3cdacae73c12889c52b8b09fe98b2e30.jpg

Господь так распорядился, что в последние пару лет я много ездил по России. Ну, возможно, много – это сильно сказано. Хотелось бы и больше, и дальше, и насыщенней. Но даже и путешествуя по регионам, соседним с Московской областью, жизни не хватит, чтобы все красоты и чудесные места посетить, исторические, духовные, необычные.

Чаще всего я колесил по российским просторам с кумом моим Андреем. Правда, изначально он кумом не был еще, просто другом и соратником, это потом уж у него родился мой крестник Федор. Так вот, выбрались мы как-то с короткой двухдневной экспедицией в Оптину пустынь и места к ней прилегающие. Что место это выдающееся, одна из духовных твердынь земли русской, и говорить нечего, о том более умелыми рассказчиками и моральными авторитетами давно все сказано.

А рядом с монастырем, известное дело, небольшой, но богатый своей воинской славой Козельск расположен. Там сейчас дислоцируется 28 гвардейская дивизия ракетных войск стратегического назначения с замечательным, хотя и страшным девизом «После нас тишина». Живо представляешь сразу, что соседство такое не случайно. Вместе находятся духовный щит России и ее земная, вполне материальная защита.

fba93899835f3d90b183a77cad1453b0.jpg

Но тут я хочу говорить о другом. Когда уже мы побывали в обители, прогостили в Козельске, на обратной дороге нам встретился монах. Скромно голосовал на обочине, просил подвезти. А мы-то на машине, конечно, взяли святого отца, помнится, ему надо было до Белева доехать. Хотя, дальше он держал путь в Орел, если не ошибаюсь.

Интереснейшая это получилась встреча. Отец Иаков, как оказалось, вот так же на попутках добрался в Оптину пустынь из Республики Коми. Где-то там в тайге, вдали от людей в скиту живет старец, а отец Иаков, стало быть, помогает ему в служение и по хозяйству, такое дано ему послушание. По сути дела, самое настоящее отшельничье житье. Послушали бы вы как наш попутчик рассказывал о диких зверях, что заходят к монахам – никакой программы «В мире животных» не надо. Выяснилось, что старец в какой-то момент сказал отцу Иакову, мол, он сам тут справится, а тому надо домой идти, брат у него в Орле разводиться собрался и развенчиваться. Допустить этого нельзя. Как старец о этом узнал, то ему ведомо.

Раз есть благословение, монах отправился в путь. Из вещей – ничего ровным счетом. Паспорта нет, отец Иаков его не признает, считает, что там код антихриста содержится. В кармане только леска с рыболовным крючком. «А мне много ли надо? – рассказывал отец Иаков, - У реки сяду или у озера, пару рыбешек поймаю, на костре зажарю. И люди добрые помогают. Да! Мне же братья в Оптиной пустыни гостинцев надавали, ой-ой-ой сколько». Оказалось, это бутылочка монастырского кваса и какие-то немудренные прянички. Настоял, чтобы мы попробовали. А мы, понятно, своими дорожными запасами поделились.

b3c032894e4c2a68adf24d7b711435bf.jpg

Время от времени отец Иаков молился, за нас, Рабов Божьих, просил Господа покровительствовать в пути. Абсолютно был уверен, между прочим, что путешествие пройдет без сучка и задоринки. Так и вышло, кстати. А еще рассказывал о себе. Совсем не старый, кстати, здоровенный, под два метра роста, в простейшем монашеском одеяние, в кирзовых грубых сапогах. Помотала его жизнь в свое время, в армии служил, потом в 90-е годы попал в шайку… В бандитской разборке погибнуть должен был, но чудом выжил и пообещал Богу оставшуюся свою жизнь посветить служению и молитве.

Если мы по дороге в какой храм заезжали или монастырь, где отреставрированные и красивущие, где почти разрушенные и требующие ухода, наш спутник первым делом отправлялся на могилы священнослужителей, что там покоятся. Молился.
Замечательную фразу он нам сказал в какой-то момент... Вздохнул так и говорит: «Хорошо вам, ребята, вы же в Бога можете верить, а я вот нет». Понятно, мы недоуменно переглянулись. А отец Иаков и продолжал: «Я верить не могу, я ведь точно знаю, что он есть». Вот она разница – верить и знать наверняка.

Довезли его до трассы, очень тепло попрощались. Не успели оглянуться, а уж и нет его. Попутная машина подобрала, видно.

11275d76783fcaf37c8fc52ab0c82fd6.jpg
А что у нас нового...

Чернобыльская трагедия в святынях

Поминальный обряд: покойников кормить не надо

Монах и бес

5340f02d3752a264e130090ec22a38f5.jpg

Прекрасно помню из своего школьного детства урок, посвященный Куликовской битве. Особенно, бой Пересвета и Челубея, ее предварявший. Не сам бой, понятно, но рассказ о нем, яркие эмоции, картинки в учебники, да и не только там, я тяготел к военной истории и издания, наподобие «Книги будущих командиров», были моими настольными.

Битва двух богатырей, столкновение миров русского и монгольского потрясали детское воображение. Собственно, героическая незаурядность этого исторического события так и должна восприниматься. Не зря поединок Пересвета и Челубея лег в основу сюжетов многочисленных картин, например.

04f3206a1520e5e362b32e7b113573b1.jpg

Но в годы моей учебы официальной религией СССР был атеизм. Потому самое главное, что означала собой битва витязей, нам не спешили рассказать. Это не вписывалось бы в канву материалистического мировоззрения. Прошли годы, прежде чем удалось разобраться, что же случилось на самом деле. Отнюдь не состязания двух просто сильных, смелых и ловких воинов. 8 сентября 1380 года схлестнулись силы света и тьмы. И это не фигура речи.

С одной стороны бился Александр Пересвет, инок Троице-Сергиевского монастыря, благословленный на сражение самим преподобным Сергием Радонежским. Уверен, что воином он был сильным. До пострижения Пересвет являлся боярином из Брянска, а в ту пору родовитые русские люди по своим боевым навыкам вполне соответствовали средневековому рыцарству. Но не это было главное. Решающую роль сыграла духовная составляющая.

b683ef09bc85a98165ab6006618492d8.jpg

Ведь против инока вышел Челубей, легенда Азии и непобедимый воин. Но и это не все. Он много времени провел в тибетских монастырях, где освоил древнюю боевую магию бон-по. Очень специфическое единоборство, надо заметить, основанное на вызове заклинаниями могущественных потусторонних сил. Иными словами, Челубей впускал в себя беса, получал «силу зверя», расплачиваясь за это своей душой.

Монголы и сами побаивались своего главного батыра. Но в его победе не сомневались. Кто может победить демона? Оказалось, есть кому. И это Христос, выбравший в качестве своего оружия Александра Пересвета.

9e95f79ce055c87a1dbe5d4544ef8e8c.jpg

Когда бородатый русский воин в странном одеяние (а Пересвет бился без доспехов, в облачение монаха-схимника) поверг до сего непобедимого бойца, это произвело большое впечатление. Дело даже не в том, что русские получили перед битвой существенное моральное преимущество, хотя и это важно. Треснули основы языческого мира. По ним был нанесен сокрушитель удар. Исследователи говорят, что в священных писаниях тибетцев сохранились упоминания о победе Пересвета, как о событие, изменившем порядок вещей в мире.

Собственно, в давние времена «богатырские поединки» перед основным сражением практиковались часто. Но многих ли их участников мы с вами знаем? Да, считай, никого. А Пересвета и Челубея знаем, даже спустя многие века. Ведь это была особенная битва.

Автор: Руслан Мармазов

c0e0fd0422f4d5f7fe472082c365e22c.jpg
И помним не только его...

"Сим победиши"

Наука и бабушкины сказки. Баба Яга и... техника
Здоровый свет