Юродивый Христа ради

Удивительный это был человек, замечательный. Божий человек! Он принял на себя тяжелейшую ношу, подвиг юродства. За внешним безумием у него скрывалось величайшее смирение, мудрость и прозорливость.

15 августа Православная церковь чтит память Святого Василия Блаженного, юродивого Христа ради, Московского чудотворца.

e67aa1fc1b914996dc518dbf3faa1d58.jpg

О его потрясающих деяниях много сказано и написано. Прошло уже много больше 400 лет, как Василий Блаженный покинул наш мир. А христиане почитают и преклоняются пред ним, как было и при его земной жизни.

Сам царь Иван Грозный, не отличавшийся, надо сказать, излишней сентиментальностью и не особо признававший авторитеты, трепетал перед этим изможденным добровольными лишениями, высушенным постом, в любую погоду практически голым и босым мудрецом и провидцем.

bc27cc788f373aad346bab640fe6f299.jpg

Василий без стеснения обличал самодержца, когда тот был не прав, и царю ничего не оставалось, как смиренно слушать. А еще блаженному был дан дар предвидения, он глубоко видел природу вещей и явлений. Причем, реагировал на них в своей неповторимой, потрясающей манере. Скажем, мог разметать по рынку кренделя и заставить пекаря каяться, что тот подмешивает в муку мел. Мог бросить в якобы чудотворную икону камнем, узрев, что под верхним слоем, под святым ликом какие-то нечестивцы изобразили сатану мерзкого… Исцелял людей, словом, служил Господу нашему.

Будучи у царя на званом пиру, чудотворец вдруг начинал лить из окна вино, кубок за кубком. Понятно, все были в недоумении, а Иоанн Васильевич и вовсе принял такой жест за неуважение. Но Василий буднично пояснял, надо-де было в Новгороде пожар потушить. А спустя некоторое время приходила весть. Действительно, занялся пожар, но вдруг объявился нагой человек и все быстро потушил. Как? Так, а чудо… Оно не требует материальных пояснений.

744c6f96731dbcf78747d1960a2e2da7.jpg

Когда Василий отдал Господу светлую свою душу, проститься с ним собралась половина Москвы, знать и духовенство.  Гроб лично нес царь и великий князь Всея Руси Иоанн Грозный. Похоронили святого старца (а умер он в почтенном возрасте, хорошо за 80) у Покровской церкви, что на Рву. Сегодня этот собор известен всему миру, как Храм Василия Блаженного. Божественной красоты здание, один из символов великой православной России.  

e6af15df800b9720f4f4c26b8fb74d0b.jpg
Юродство

Что такое юродство?

Что такое юродство?

Святой Василий Блаженный (XVI век) бросался камнями в чудотворные иконы и спорил с грозным царем; блаженный Симеон (VI век) прикидывался хромым, подставлял спешащим мимо горожанам подножки и валил их на землю. Прокопий Устюжский (XIII век) никого не валил, не кусал и не ругал. Но под видом нищего калеки спал на куче мусора и ходил по Устюгу в рубище, несмотря на то, что был богатым немецким купцом. В подобном рубище Ксения Петербуржская многими веками позже скиталась по державному Петербургу. Зачем они все это делали?

e7b5afc2eb4457204dcea1599168b5d4.jpg
В.И. Суриков.Юродивый. Фрагмент картины "Боярыня Морозова"

Как пишет Г.П. Федотов, русский религиозный философ, автор книги «Русские святые», «юродство зародилось еще в монашеской среде, там, где человек боится тщеславия. Именно, монашеская среда, оказывается, таит в себе не только много прекрасного, но и большие камни, осколки, о которые можно споткнуться. И одно из искушений – это тщеславие, гордыня, когда монах считает, что он, мол, не такой, как все, что он больше преуспел в проповеди. Как мы читаем у Иоанна Лествичника, как то он нашел в монастыре одного брата, который превзошел всех других в смирении, терпении, кротости. Он все же спросил его: «Брат, ты еще настолько юн, не должно еще быть у тебя такой добродетели, такого спокойного отношения ко всем. Тебя же здесь все укоряют. Как ты смог стяжать эту добродетель?» На что он услышал в ответ: «А что мне на этих псов обращать внимание». Поэтому это было не смирение, а уничижение близких, тщеславие по отношению к другим.

19a3a8c1fb45df6752e00ae136d8a8de.jpg
Василий Перов. Юродивый

Кто же такой юродивый в народном сознании? «Юродивый, наверное, становится совестью современного общества. Это тот, кто своего ближнего должен "встряхнуть" и дать задуматься о чем-то новом. Он обнажает больные моменты этого общества», - поясняет о. Игорь Фомин в своем интервью. Критерием же отличия праведности от сумасшествия будет наша реакция на его слова и поступки. Если, несмотря на шокирующее поведение, мы задумываемся, принимая образ покаяния, то, видимо, это есть показатель, что перед нами блаженный юродивый. Очень важен результат.

Жизнь юродивого — это сознательное отрицание красоты, опровержение общепринятого идеала прекрасного, точнее говоря, перестановка этого идеала с ног на голову и возведение безобразного в степень эстетически положительного. . Это возвращение к раннехристианским идеалам, согласно которым плотская красота—от дьявола.  В юродстве словно застыла та эпоха, когда христианство и изящные искусства были антагонистическими категориями.

f20ced5f0859a3db636769df3e833212.jpg
Василий Перов. Странница в поле

В житейском представлении юродство непременно связано с душевным или телесным убожеством. Это — заблуждение. Нужно различать юродство природное и юродство добровольное («Христа ради»). Это различие пыталась проводить и православная традиция. Димитрий Ростовский, излагая в своих Четьих Минеях биографии юродивых, часто поясняет, что юродство — это «самоизвольное мученичество», что оно «является извне», что им «мудре покрывается добродетель своя пред человеки».
Святые юродивые люди никогда не назывались глупыми или безумцами. Наоборот, некоторые из них были достаточно образованы, другие писали книги о духовных подвигах. Вникнуть в тайну святого юродства на Руси не так просто. Дело в том, что юродивые Христа ради осознано принимали на себя такой образ, чтобы скрыть под ним свою святость. Это было своеобразное проявление личного смирения. В безумных поступках таких людей находили скрытый смысл. Это было обличение глупости мира сего под маской мнимого безумия .

e2bf003600e5d9473e8efb1f796aa77f.jpg

                             Сергей Кириллов. василий Блаженный

 Добровольное подвижничество, бездомность, нищета и нагота дают юродивому право обличать «горделивый и суетный мир». «Благодать почиет на худшем» - вот что имеет в виду юродивый. Из этого принципа вытекает особенность его поведения. Юродивые, бравшие на себя подвиг казаться безумными добровольно, до сих пор привлекают к себе внимание психологов, философов и теологов.

f2ca1943d2b87b0b267ff0ba8ccd40ff.jpg
И.А. Пелевин. Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса
Юродство

о теле,душе и духе

как вести себя в Православном храме
Здоровый свет