Чернобыльская трагедия в святынях

После произошедшей аварии на Чернобыльской АЭС во многих православных храмах появились святыни, посвященные этой ужасной трагедии. История создания каждой иконы очень интересна и обязательно сопровождается чудесными явлениями.
Самая известная икона
– это «
Чернобыльский спас
». Она написана
Владиславом Горецким
в память о погибших и о здравии выживших в Чернобыльской катастрофе. На иконе изображены фигуры Богородицы, Иисуса Христа и Архистратига Михаила, который ведет рать живых и погибших "чернобыльцев”, причем люди отображены в современных одеждах. Во время освящения иконы не обошлось без чудес.

«Сначала прямо над иконой пролетел голубь, затем среди облаков возникла радуга в виде нимба, после чего многие верующие увидели в небе явление православного креста, с солнцем в перекрестии» - утверждают очевидцы. «Чернобыльский спас» постоянно находится в крестных ходах. Оказывается эта икона несколько раз явилась во сне Юрию Андрееву, президенту союза "Чернобыль Украины", специалисту по ядерной энергетике. Уникальность ее в том, что на ней вместе с ликами святых изображены люди.

c33f455b56410a877db9544a7655395f.jpg

Верующие всего мира уверены, что икона «Чернобыльский Спас» помогает больной чернобыльской земле, придает силы пережившим трагедию, страдающим людям, укрепляет их дух и волю. В 2006 году в Донецке был установлен монумент жертвам чернобыльской катастрофы, включающий изготовленную в технике мозаики икону «Чернобыльский спас».

59b5300f085644f3218d680199d49cce.jpg


В Томске по случаю 60-летия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и 55-летия создания подразделений особого риска в часовне "Преображения Господня" был установлен свой «Чернобыльский Спас». Сюжет этой иконы отличается от украинской, однако с первых дней икона стала так же почитаема среди прихожан.

a1ce62be9ef61e3864dfee125de3c83a.jpg

Икона "Матерь Божия жертв Чернобыля" была написана еще в 1990 году Алексеем Марочкиным и в том же году была освещена служителями разных конфессий на площади Свободы в Минске.

c9b1fb0d8126ea5c4cd1dae231d726d2.jpg

Но мало кто знает, что также существует икона "Явление Богородицы жителям Чернобыля перед аварией". Эта святыня написана после рассказов очевидцев, которые наблюдали, как на небе появился силуэт в виде Оранты и благословил Ильинский храм. Событие, случившееся 26 апреля 1976 года, было предупреждением о катастрофе. На иконе изображена Богородица и ангелы, которые защищают Свято-Ильинский храм в Чернобыле. Настоятель этого храма так рассказывает о происходящем:
Это случилось за 10 лет до катастрофы. Помню, как, ни с того ни с сего, началась гроза — и это в апреле! В грозовом небе появился силуэт женщины — минуты две-три он то являлся, то исчезал. Я видел, как женщина перекрестила двумя руками нашу церковь, а потом с неба посыпалась полынь. Кстати, о том событии написала местная газета "Прапор перемоги" под заголовком "Выдумки церковников", но главное, что факт зафиксировали. Наш отец Александр (Прокопенко) говорил: "Плохой знак — может, неурожайный год будет? Но вот так перекрестить может только Богородица". Полынь вообще символ Господних наказаний. Здесь, в Чернобыле, мы верим, что упавшая на землю полынь в 1976 году для нас была предупреждением Богородицы о будущей ужасной катастрофе.
Среди традиционных образов в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Германии стоит небольшая, но очень светлая икона, на которой на фоне чернобыльских атомных реакторов изображен окруженный детьми Иисус Христос.

23015d65b531814035bee68ffbd7955d.jpg

У этой иконы удивительная и трогательная история. Чтобы спасти пораженных радиацией умирающих детей, которых привезли на лечение в Германию, немецкая художница изобразила их на иконе рядом с Христом. Святейший Патриарх и многие верующие молились перед этим уникальным образом, и все дети выжили. Список с этой иконы есть и в Чернобыле, узнав о необычном образе, верующие попросили художницу сделать копию.

Материал подготовлен при помощи данного источника

Храмы Чернобыля

Наука в зоне отчуждения

Чтобы помнили

Праздник Казанской иконы Божией матери

1469ecf3be0e2ced4b8ca26ec059827c.jpg

Сегодня, 21 июля, отмечается день одной из самых почитаемых в православной вере икон - день Казанской иконы Божией матери. В этот день много столетий назад произошло обретение чудотворного образа, который дарует физическое и духовное прозрение.

Явление иконы случилось в 1579 году. В Казани тогда произошёл сильный пожар, уничтоживший половину города.  После этого страшного события маленькой девочке, десятилетней Матроне, во сне явилась Богородица и поведала ей об иконе, зарытой на развалинах сгоревшего дома. Матрона рассказала об этом родителям, те сначала не поверили ей. Но девочка все же упросила их пойти с ней на пепелище, и на глубине метра под развалинами дома действительно явилась икона. От огня, несмотря на страшный пожар, образ почти не пострадал. На месте пожарища спустя годы построили женский монастырь, первой монахиней которого стала Матрона.
Образ Пресвятой Богородицы с младенцем Иисусом верующие почитают как чудотворный. Причём чудеса, как повествует митрополит Казанский Гермоген, современник тех событий, начались ещё в момент переноса иконы с места явления в храм - исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.

Особую роль сыграла икона во время Смуты. В 1606 году митрополит Гермоген стал Патриархом Московским и всея Руси и вдохновителем народного патриотического движения. Он благословил народное ополчение на борьбу с польско-литовскими захватчиками и передал воинам Казанскую икону Божией Матери для духовной помощи и поддержки. Однако тогда ополченцы отнеслись к этому не вполне серьёзно. Первое ополчение было разбито. Позже Второе народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским пожелало иметь у себя чудотворную икону как знак благословения. В решающем бою у Новодевичьего монастыря польско-литовский гарнизон был разбит, а через два месяца сдались и остальные войска. Воины ополчения были уверены, что именно Пресвятая Богородица помогла им одержать судьбоносную победу и освободить страну от захватчиков. С тех пор 4 ноября (22 октября по старому стилю) стал ещё одним праздником в честь Казанской иконы Божией матери. По светскому календарю в этот день отмечается День народного единства.

Казанский образ Богородицы – это напоминание о высшем благословtнии, милости и Божьем заступничестве за нашу землю и нашу страну. Этой иконе посвящено строительство многих соборов, самые большие и чтимые – это Казанский собор на московской Красной площади, Кафедральный собор в Петербурге и Благовещенский в Казани. В день Казанской иконы Божией Матери в храмах проводятся торжественные богослужения и совершается крестный ход. Икону Казанскую называют еще «Путеводительница». Младенец на иконе взносит ручку, чтобы окрестить, а Матерь показывает рукой в направлении Сына Божьего. У чудотворной иконы просят указать правильный путь в жизни, помогала сделать нелегкий выбор, благословения на добрые, но трудные дела. В светлый день 21 июля священнослужители советуют пойти в храм, помолиться или привести в храм свои детей или других родных и дорогих людей, которым предстоит важный выбор на жизненном пути.

Пречистая вошла во храм

bdc6dea526f6a8cb49ebe029668d078c.jpg

Дева Мария была единственным ребенком в семье. Её родители, Иоаким и Анна, долгие годы просили Бога о том, чтобы Он дал им дитя, принеся обет – посвятить ребенка Богу. После полувековой семейной жизни появилась на свет дочь, которую назвали Марией. В переводе с еврейского это имя означает «надежда», которой и стала будущая Богородица для всех веровавших в Господа. Помня о данном обете, в три года Иоаким и Анна должны были отдать её на воспитание в храм.

В древнем Иерусалиме жизнь текла привычно и размеренно, будто совсем не ожидая события, вспоминать которое будут спустя более двух тысяч лет. Трехлетняя Девочка приближалась к храму в окружении родных, у входа торжественную процессию встречали девы с зажженными свечами в руках. Вход в Иерусалимский храм предваряла лестница из 15 высоких ступеней. Предание гласит, что Дева Мария легко поднялась, и была встречена первосвященником Захарией, который впоследствии станет отцом святого, от чьей руки примет крещение Сам воплотившийся Бог – Иоанна Крестителя.

Захария получил откровение свыше, исполнением которого стало введение Пресвятой Девы в Святая Святых. По закону в это центральное место древнего Иерусалимского храма мог  войти только первосвященник и лишь единожды в год, окропляя жертвенной кровью Святая Святых, совершая молитву за людские грехи. Введение туда Богородицы предваряет новую жертву – Иисуса Христа, Которому надлежит родиться по человеческому естеству от Пресвятой Девы.

Воспитываясь в храме, Мария много времени уделяла молитве, чтению Священного Писания и рукоделию. Достигнув двенадцатилетнего возраста, по израильскому обычаю Пресвятая Дева должна была выйти замуж, что решительно отвергла, выразив желание остаться девой. Родители Марии умерли, достигнув почтенного возраста, поэтому было принято решение назначить Пресвятой Деве покровителя, которой бы оберегал её девство. Таким защитником стал престарелый плотник Иосиф, с которым обручилась Богородица.

Богу нужно приносить самое чистое, самое лучшее. Престарелые родители отдали Господу своё утешение – долгожданную дочь, едва вскормив её от младенческой колыбели. История, иллюстрирующая главный смысл праздника, заставляет нас задуматься о том, что мог бы принести и отдать Богу каждый из нас.

Надо просто верить

94da127674d000e9cc48cd5ce1d5d015.jpg

Часто так случается, по себе сужу даже, что человек надеется только на себя. Ну, допустим, еще на близких своих или друзей. И это огромная ошибка. Потому что, рядом с нами всегда есть сила куда более могущественная, нежели обладаем мы, несовершенные создания. Причем, она, сила эта неисчерпаемая, всегда готовая прийти на помощь. Надо только верить.

4 ноября православные христиане почитают Казанскую икону Божье Матери. Величайший праздник, в котором высокое, божественное гармонично переплелось с земным, героическим.
Эта икона была обретена в XVI веке в Казани, которую присоединил к своему царству один из самых выдающих русских государей Иоанн Грозный. Образ Богородицы и списки с него стали являть обычные для верующего человека, но столь поражающие недоверчивого атеиста, чудеса. И был со временем перенесен в Москву.

3d3ff4b48dca493a8323b441c7b5ce04.jpg

В смутные времена XVII века, когда священные российские земли были захвачены и поруганы поляками, Казанскую икону Божье Матери решили от греха подальше отправить из Москвы. Ведь там  хозяйничали захватчики. Но промысел Божий оказался иным. Люди вообще не всегда понимают, что их планы сплошь и рядом могут расходиться с задумками Всевышнего.

В 1611 году маршруты ополчения, ведомого из Нижнего Новгорода князем Пожарским и гражданином Мининым, и чудотворной иконы пересеклись. Это была, понято, и не случайная, и судьбоносная встреча.

По большому счету, шансов отбить у врага Москву ополченцы не имели. Это если мерять материальными категориями, ресурсами, тактико-техническими характеристиками вооружения и прочими, важными, конечно, но не главными вещами. Но у русского ополчения было главное – вера и Божье благословение.

16e4c4796bbabb44e184a36f7b680b35.jpg

Войска придерживались строго поста, молились у иконы Казанской Божьей Матери. В 1612 году враг был разбит, позорно ретировался, а у России начался новый и славный период истории. Смута закончилась, на престол в 1613 году взошла династия Романовых, русское государство поднялось с колен. Не само, понятно, только с помощью Господа нашего и Царицы Небесной.

А чудотворная Казанская икона Божье Матери и потом давала силы на ратные подвиги и вдохновляла на защиту страны. И в 1812 году, и в 1941… Без этой иконы нам никак. Без нее нет России.

b3b10c80504a2431ef8df4852bdea7f0.jpg


Чудо, которое я видел своими глазами

Великая радость паломничества вместе с женой

Первая главная церковь православного государства

Рождество Пресвятой Богородицы

Всё в нашей жизни начинается с мамы. Это прописная истина, очевидная настолько, что и пояснять тут ничего не следует. Но если речь идет не просто о маме, а о матери Господа нашего… Тут уж значение этой удивительной Девы сложно переоценить.
Потому праздник, отмечаемый 21 сентября, для православных христиан особенно важен. С Рождеством Богородицы вас, братья и сестры!


f2c1ee618e46f7dbdc4d42824a40a6d2.jpg


Появление на свет Девы Марии, будущей непорочной матери Иисуса Христа, было, разумеется, вовсе не случайным. Наоборот, это судьбоносный, знаковый момент в Божественном плане спасения человечества.

Надо сказать, что в Писании нет сведений о рождении Богородицы, да и о её земной жизни там тоже не так много информации. Благо в нашем распоряжении, что, понятно, тоже не случайно, есть апокрифическое «Протоевангелие Иакова», датированное II столетием. Оттуда христиане и получили немаловажные для понимания нашего учения знания.

В православной традиции принято считать, что родилась Дева Мария в Назарете (католики полагают, что в Иерусалиме), в семье благочестивых Иоакима и Анны. Те были замечательными, богобоязненными людьми, но им не было дано детей. Что удручало супругов и вызывало недовольство окружающих.


7fd853368aafdd2ec2e945e1b03e3d72.jpg


В один из дней Иоаким отправился в пустыню, чтобы постом и молитвой заслужить право на потомство. Его жена находилась в Иерусалиме, где просила Бога о ребенке с неистовой силою. И супругам явился Ангел Господень, который принес весть о том, что у них будет дочь и о ней заговорят во всем мире.

Чета встретилась у одних из иерусалимских ворот. Муж и жена поделились друг с другом видением. И вскорости Анна понесла… Праздник Зачатия Богородицы отмечается 22 декабря, ровно за 9 месяцев до её Рождества 21 сентября.

Католики в свое время приняли догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Православные так не считают. Богородица была зачата и родилась обычным человеческим путем. Непорочное зачатие и чудесное рождение – это все исключительно о Сыне её. Святые отцы говорят, что «из всех рожденных женами только один свят совершенно: Господь наш Иисус Христос».


17ff04bacbb0e94f73aab57fb7bb044c.jpg

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Московские суворовцы поздравляют всех православных христиан с праздником Успения Матери Божией!
Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина.

В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом.

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизирует попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века.

По молитвам Пресвятой Богородицы да подаст вам Господь здравие, спасение и во всем благое поспешение!

948e4881b227973a482a5eba61e1cd6c.JPG

После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.

Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. 12, 1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову. Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, Матерь Божия пророчески сказала: "Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица".

Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.
"Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама".
Со слов священномучеников Дионисия Ареопагита († 3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца († 20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении "О девственницах"

"Матерь Божия была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать".
Церковный историк Никифор Каллист (ХIV в.)

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: "Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания". Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в ХIV веке.

Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.

Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом "Аминь". Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея" - и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно" (стихира праздника на "Господи, воззвах"). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.

Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: "Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое" (канон 1, песнь 6, тропарь 1). Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию, прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.

При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внeзапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения. Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение - поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.

Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во все дни". Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя ("часть Господа") и воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам". (Этим было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)

Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир.

Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас.

Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе - в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками.

Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и благоухающее тело.

Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии († 453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме.

Сохранились свидетельства, что в конце VII века над подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы существовала верхняя церковь, с высокой колокольни которой был виден купол Храма Воскресения Господня. Следов этой церкви ныне не видно. В IХ веке близ подземного Гефсиманского храма была выстроена обитель, в которой подвизались более 30 монахов.

Большим разрушениям подвергся храм в 1009 году от гонителя святых мест Хакима. Значительные изменения, следы которых остались и поныне, произвели крестоносцы в 1130 году. В ХI-ХII веках исчезла из Иерусалима часть вырезанного камня, на котором Спаситель молился в ночь Его предания. Эта часть камня до VI века находилась в Гефсиманской базилике.

Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначальный крестообразный план храма сохранился. При входе в храм по бокам железных дверей стоят четыре мраморных колонны. Чтобы войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени на правой стороне находится придел в честь святых Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив, на левой стороне - часовня праведного Иосифа Обручника с его гробницей. Правый придел принадлежит Православной Церкви, а левый - Армяно-Григорианской (с 1814 года).

Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в длину 48 аршин, в ширину 8 аршин. Ранее в храме кроме дверей были и окна. Весь храм украшен множеством лампад и приношений. В усыпальницу Матери Божией ведут два маленьких входа: входят западными дверьми, а выходят северными. Усыпальница Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе Матери Божией высечено из камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За усыпальницей находится алтарь храма, в котором ежедневно совершается Божественная литургия на греческом языке.

Масличные деревья на восточной и северной сторонах храма в VII-VIII веках приобрели православные у турок. Католики приобрели масличные деревья на восточной и южной сторонах в 1803 году, а армяно-григориане - на западной стороне в 1821 году.

12 августа в Малой Гефсимании в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского храма совершает Божественную литургию. По окончании литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед светлой плащаницей, возлагает ее на руки и торжественно несет вплоть до храма в Гефсимании, где находится святая гробница Матери Божией. Все члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме во главе с начальником Миссии ежегодно участвуют в перенесении святой плащаницы, называемом "литанией".

Чин погребения Матери Божией в Гефсимании начинается по обычаю утром 14 августа. Множество народа во главе с архиереями и клириками отправляются от Иерусалимской Патриархии (возле Храма Воскресения Христова) в печальный путь. По узким улочкам Святого Града погребальная процессия движется в Гефсиманию. В первых рядах шествия несут икону Успения Пресвятой Богородицы. По дороге икону встречают богомольцы, лобызают лик Пречистой и подносят к иконе детей разных возрастов. За духовенством в два ряда шествуют чернецы - монахи и монахини Святого Града: греки, румыны, арабы, русские. Шествие, продолжительностью около двух часов, завершается параклисом в Гефсиманском храме. Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией, сооружается возвышенность, на которой в благоухающих цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами покоится плащаница Пресвятой Богородицы.

"О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает..." - здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают своим первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью: "Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!"

Многочисленные паломники, прикладываясь к иконе Успения Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись, проходят под ней.

В день отдания праздника (в 2017 году это 28 августа) снова совершается торжественное шествие. В обратный путь святая плащаница Пресвятой Богородицы переносится духовенством во главе с настоятелем-архимандритом Гефсимании.

Предощущение Жизни Вечной

28 августа православные отмечают один из значительнейших для нашей церкви день – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Сей праздник относится к двунадесятым, то есть, к двенадцати самым значительным, помимо Пасхи.


d97f4322d49788734685312d971f8ac4.jpg



После того, как Иисус Христос вознесся на Небо, Пресвятая Дева Мария была поручена на попечение его ученику Иоанну Богослову. Он всемерно заботился о ней. Но Приснодева Мария постоянно молила своего сына, чтобы тот как можно скорее забрал её к себе. И вот явился архангел Гавриил с вестью, что через три дня Господь призовет Богородицу.

Прежде, чем завершить свой земной путь, Пресвятая Владычица захотела повидаться со всеми апостолами. Но как? Ведь они разошлись по земле, неся Слово Божьем. Тем не менее, чудесным образом они собрались у ее одра в Иерусалиме, молились вместе с ней. И Христос принял душу своей Матери. Тот же час раздалось ангельское пение.

Надо сказать, что в канонических текстах нет рассказа о том, каковыми были обстоятельства завершения земного пути Приснодевы. Что, разумеется, не случайно. Ряд богословов придерживается мнения, что чудо это настолько мощное, что, дабы лишний раз не смущать людские умы, информация эта осталась лишь в апокрифах.


0c1536d342ed164f67f1bc2df1d1bb43.jpg



Апостолы поместили непорочное тело усопшей Богородицы в одну из пещер в Гефсиманском саду, что в Иерусалиме. Там же в свое время были погребены ее родители Иоаким и Анна, и супруг Иосиф Обручник. Сегодня эта пещера - одна из значительных святынь христианского мира и постоянное место паломничества.

К погребению не успел апостол Фома, он прибыл лишь на третий день и пожелал проститься с телом усопшей. Когда камень отвалили, оказалось, что Приснодевы Марии в пещере нет и там разносится неземное благоухание. Богородица вознеслась на Небо. Но она явилась апостолам и сообщила: "Радуйтесь! Я с вами — во все дни".

Для любого православного человека праздник Успения Богородицы, конечно же, особенный день. Он дает нам надежду, предощущение Жизни Вечной. А этом, согласитесь, важно.




49edb3f5b9138c7fd135350c77799a43.jpg

Обыкновенное православное чудо

87c2bcbe22b491a5011ffdbe1b603fc9.jpg

Господь посылает нам свои чудеса во укрепление веры. И искать логическое, материалистическое объяснение этим удивительным явлениям – дело нелепое и безнадежное. Помнится, в моей юности, которая пришлась на времена в меру воинствующего атеизма в стране, в каких-то научно-популярных тележурналах высоколобые люди в лабораторных халатах пытались разложить на молекулы тему мироточивых икон. Делали они это уверенно, чуть иронично, на камеру, всем своим видом показывая, что никаких чудес не бывает.

Очень мне интересно было бы им в глаза посмотреть сейчас, после того, как Господь несколько раз сподобил меня лично, персонально видеть, обонять и осязать обычное православное чудо – мироточивые иконы. Причем, порой благословенная влага выступала на ликах и одеждах святых маленькими капельками, с булавочную головку. Но когда икона буквально истекает миро, благоухает волшебным неземным ароматом – это, доложу вам, не перебить никакими скептическими замечаниями, математическими выкладками и химическими формулами. Кстати, часто большие ученые как раз люди набожные. Они понимают лучше других роль Божественного во всем, что нас окружает.

Как-то я уже рассказывал на этом же сайте о чуде, которое я наблюдал в Греции поблизости города Лариса. Там места, связанные с деяниями Святого Николая Нового и его кровоточащее дерево (https://союзженскихсил.рф/communication/forums/spirituality/chudo-kotoroe-ya-videl-svoimi-glazami/). Но, доложу вам, икона Божией Матери «Умягчения злых сердец», что находится в небольшом, нарочно для нее построенном деревянном храме в подмосковном поселке Бачурино, потрясает не менее.

7c5d724b4cf040ab68ab1921714ec037.jpg

Мне посчастливилось дважды быть в этом невероятном месте. Однажды мы приехали туда зимой, с небольшой группой земляков и ветеранов подразделения «Альфа», которые опекают храм… Ну как опекают… Скорее это Богородица их опекает и хранит, а они в меру своих сил помогают иконе совершать паломнические странствия по всей планете. Нам тогда сказали, мол, очень повезло, что образ на месте, его постоянно возят по России, в горячие точки, в зарубежье, вплоть до Австралии и Америки. Много в мире страждущих, нуждающихся в поддержке.

С нами был батюшка, замечательный отце Владимир, храм, который он обычно окормляет, находится в Донбассе на самой линии фронта. Молились, разумеется, был отслужен молебен. В церкви в тот момент мироточило 7 икон. А икона «Умягчения злых сердец» к концу службы вся покрылось драгоценной влагой. Отец Владимир миропомазывал нас, прихожан, просто проведя рукой по окладу.

Второй раз в те места Господь привел летом. Была торжественная служба, крестный ход, мне довелось впервые взять на себя ответственную миссию хоругвеносца. Это было великолепно, духоподъёмно. А в самом конце церемонии мне и еще одному человеку выпала честь немножко пронести икону Божье Матери «Умягчения злых сердец». Так вот, я был весь в миро, благоухал и радовался Божьей благодати, выпавшей мне, недостойному.

649c6c21cb55c8866a54eeff87852139.jpg

Вот то, что я видел, в чем участвовал. Свидетельствую! И всем советую, если будет малейшая возможность, съездить в Бачурино, поклониться чудотворной иконе. Но только, конечно, надо выбрать момент, чтобы она находилась на месте.

Самое же замечательное, это то, как была обретена упомянутая икона. Школьница купила изображение Богородицы. Обыкновенный плакат, отпечатанный типографским способом в Софрино. И в один прекрасный день образ стал источать миро. И это продолжается уже без малого 30 лет. Говорю же, обыкновенное чудо, православное…

ddb721e482ea177d95fc3bdeb9f2f7b5.jpg

Пяточка, останавливающая врага

9394157f741f0f80a7b5162bad4fe4db.jpg

3 июня православные отмечают большой праздник. В этот день особо почитается одна из самых знаменитых икон – Владимирская икона Божией Матери.

Вы всегда сможете легко отличить ее от иных изображений Богородицы. Прильнувший щекой к матери младенец Иисус как бы поджимает левую ногу и молящимся видна его пяточка.

Владимирской икона названа по одному из мест своего нахождения в давние времена. На Руси-то она появилась первоначально в Киеве. Туда ее доставили в дар от византийского патриарха. Позже князь Андрей Боголюбский перенес икону во Владимир. Где она и явила свою силу. Собственно, икона сама избрала себе место. Когда ее пытались перевезти в другой город, кони останавливались и отказывались идти дальше.

786b7b9e5756e11da09ddd312c441127.jpg

Разумеется, это не самое большое из чудес, явленных иконой. С Владимирской Божией Матерью связывают несколько исторический фрагментов, когда, благодаря ее заступничеству, враги-иноплеменники не смогли одолеть русских. И даже попросту разворачивались без видимых на то причин и уходили восвояси.

Именно так получилось в XIV веке, когда свои войска увел от Москвы знаменитый военачальник Тамерлан. Кстати сказать, тогда Владимирскую икону Божией Матери специально доставили в Москву для защиты города. Место, где произошла встреча (сретение) москвичей и священного образа сегодня известно всем как Сретенка. Там же находится Сретенский монастырь.

96a48dba7606457a784a78a7369a7cc3.jpg

Авторство иконы приписывается евангелисту Луке. Но здесь надо правильно понимать. Тот образ, который дошел до наших времен, непосредственно создан, разумеется, не рукой Луки. Но это список со списка с оригинала, который действительно в свое время нарисовал евангелист. Причем, как принято считать, на доске от стола, за которым восседал сам Спаситель в своей земной жизни.

Из Иерусалима образ Богородицы, которую мы теперь называем Владимирской, попал в Константинополь, примерно в V веке. А в XII он был доставлен в русские земли, как уже и было сказано чуть выше.

f3bb7d43ff5394f2acab92533cda2938.jpg

XII же веком специалисты датируют и ту икону, которая дошла до наших дней. Она неоднократно меняла место своей прописки, на нее надевали богатые оклады и срывали их, ей нарастили края, многократно реставрировали… Но Владимирская икона сохранилась, поклониться ей можно и сейчас. Она находится в московском храме Святого Николая в Толмачах.

c5d1aa317acda31291b3ca60bc333ced.jpg

Поздравления на Святую Троицу ! Традиции, стихи!

Суть материнства, или Скульптура Ф. Каменского "Первые шаги"

Чернобыльская трагедия в святынях

Православные сокровища Готического зала

Не могу не поделиться фото бесценных икон из собрания музея Фаберже. Мне надолго хватило впечатлений от посещения этого музея и фотографий получилось достаточно много.

Сам музей находится в особняке Шуваловых на Набережной Мойки.
a30c64b6885ecedbe13e38e24153e6bb.JPG

Каждый зал посвящен отдельной тематике и оформлен в своем стиле. Готический зал - бывший кабинет графа Шувалова. Свое название он получил из-за готической росписи по потолку и стенам, которая обнаружилась во время последней реставрации и считалась утраченной. Теперь здесь располагается коллекция русских икон.

a6bb9ed675485e7e704044d1132739dc.JPG

Одна из самых ценных - икона "Господь Вседержитель" неизвестного автора. Датируется второй половиной XVI века. В витрине крайняя икона слева.
4b2be6fac4f6aebf666d6924661b6983.JPG

Царские врата. Около 1600 года. Неизвестный автор. Оклад изготовлен в XVII веке из серебра.
08f83574cf09341204172f980fb5aac0.JPG

В середине витрины трехстворчатый складень - «Богоматерь Утоли моя печали, великомученица Варвара, святой князь Владимир». Изготовлен Овчинниковым Павлом Акимовичем, серебряных дел мастером. Подарен Александровской Общиной сестер милосердия московскому генерал-губернатору В.А. Долгорукому в 1889 году.
6b7fac1c3b4bae9489091ed27c47cfe1.JPG

В той же витрине различные иконы Богородицы в богатых окладах. Икона зачастую намного старше оклада. Эти образцы были изготовлены в мастерских Федора Рюкерта и многих других известных ювелиров.

3fbff922f7755a5927e171fbc5b4096f.JPG

b670316f0f9d85c7585ee78c95a2b70d.JPG

6e7be94a5f742aac620d710690ef6a78.JPG

3a2db4cb6db7f9950f681c62b05deb85.JPG

f6027cc86586759e4312492243c6365b.JPG
"Тайная вечеря" В серебряном окладе.
0f6fa100f72e288fb076eae5c67ad639.JPG

Множество изумительных предметов - складени, ладанки, пасхальные яйца. И, конечно же, прекрасные лики икон. Все не описать, предлагаю просто полюбоваться произведениями русской духовной живописи.
a0316ce985479928d804e5cee27ff6a5.JPG

3734dd64618e295f7ed169106e081d25.JPG

7ba4dc2773f2cc1373ccc45bdf40c13a.JPG




e931a89c784be42fe13ed828a48b90d0.JPG


Материалы по теме "Музей Фаберже"
Фаберже. Пасхальные яйца. История с продолжением
Красивости. Царские штучки
"Посудка"
Фото:
Здоровый свет