Пречистая вошла во храм

bdc6dea526f6a8cb49ebe029668d078c.jpg

Дева Мария была единственным ребенком в семье. Её родители, Иоаким и Анна, долгие годы просили Бога о том, чтобы Он дал им дитя, принеся обет – посвятить ребенка Богу. После полувековой семейной жизни появилась на свет дочь, которую назвали Марией. В переводе с еврейского это имя означает «надежда», которой и стала будущая Богородица для всех веровавших в Господа. Помня о данном обете, в три года Иоаким и Анна должны были отдать её на воспитание в храм.

В древнем Иерусалиме жизнь текла привычно и размеренно, будто совсем не ожидая события, вспоминать которое будут спустя более двух тысяч лет. Трехлетняя Девочка приближалась к храму в окружении родных, у входа торжественную процессию встречали девы с зажженными свечами в руках. Вход в Иерусалимский храм предваряла лестница из 15 высоких ступеней. Предание гласит, что Дева Мария легко поднялась, и была встречена первосвященником Захарией, который впоследствии станет отцом святого, от чьей руки примет крещение Сам воплотившийся Бог – Иоанна Крестителя.

Захария получил откровение свыше, исполнением которого стало введение Пресвятой Девы в Святая Святых. По закону в это центральное место древнего Иерусалимского храма мог  войти только первосвященник и лишь единожды в год, окропляя жертвенной кровью Святая Святых, совершая молитву за людские грехи. Введение туда Богородицы предваряет новую жертву – Иисуса Христа, Которому надлежит родиться по человеческому естеству от Пресвятой Девы.

Воспитываясь в храме, Мария много времени уделяла молитве, чтению Священного Писания и рукоделию. Достигнув двенадцатилетнего возраста, по израильскому обычаю Пресвятая Дева должна была выйти замуж, что решительно отвергла, выразив желание остаться девой. Родители Марии умерли, достигнув почтенного возраста, поэтому было принято решение назначить Пресвятой Деве покровителя, которой бы оберегал её девство. Таким защитником стал престарелый плотник Иосиф, с которым обручилась Богородица.

Богу нужно приносить самое чистое, самое лучшее. Престарелые родители отдали Господу своё утешение – долгожданную дочь, едва вскормив её от младенческой колыбели. История, иллюстрирующая главный смысл праздника, заставляет нас задуматься о том, что мог бы принести и отдать Богу каждый из нас.

Фимиам: аромат веры

Не знаю как вам, а мне очень нравится, когда во время церковной службы батюшка совершает каждение. Аромат ладана великолепен, ни с чем его не сравнить. Он помогает настроиться на верный лад, подумать о вечном.


a430a5988e3037b32856fc973dfd9aa9.jpg


Но, разумеется, дело тут не только в желании священников усладить носы паствы фимиамом (это и есть тот благовонный дым, который исходит от горящего на углях ладана). Содержание ритуала, как водится, куда глубже.

Воскурение фимиама – древнейшая форма бескровной жертвы Богу. Традиция эта идет еще с дохристианских времен. Что касается православия, то сопровождать молитвы каждением принято с апостольской, исконной, изначальной поры.


d8f9c91e7ce2959bdf539d4ad2c67b0d.jpg


Богословы дают такую трактовку, мол, угли в кадиле – это символ человеческой природы Христа, огонь их – Божественная Его начало, а ладан  – молитвы, которые люди возносят Господу нашему. В Псалтыре вот что сказано по этому поводу: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя».

Словом, дым кадила, то есть, фимиам – ничто иное, как прообраз молитвы, зримый образ невидимой Божьей благодати.

Ладаном принято называть специальным способом приготовленную смолу. Основу ее в классическом варианте составляли смолы деревьев, растущих на Ближнем Востоке, в том числе, в Ливане. Собственно, это благовоние и называлось «ливан», а в русском языке со временем слово это трансформировалось в «ладан».


7b8aa42fad40c85a7d6d288312082875.jpg


Надо сказать, что некогда на Руси при монастырях были целые школы варения ладана, со своими тонкими технологиями, удивительными находками. Естественно, что ливанскими смолами сложно было обеспечить все приходы. Брали смолы хвойных деревьев, обрабатывали, добавляли травы и прочие составляющие. Аромат, как свидетельствуют современники был дивный, божественный. К сожалению, в безвременье многие рецепты были утеряны. Сейчас их пытаются восстановить.

Понятно, что каждение требует и специальной подготовки, и навыков. Но для мирян, для домашних их молитв, есть кадильные свечи. Пользоваться ими просто, зато атмосфера у домашнего алтаря создается особенная, благостная.

ada58408fba9941e546aaad60c0522a1.jpg

Спас: мед молитвы

14 августа начинается Успенский пост и стартует своеобразная серия из праздников, которые в народе называются «Спасами». Примечательно, что в церковном календаре нет первого или медового «Спаса», и второго, яблочного тоже нет, как отсутствует и третий хлебный (он же – ореховый).

8cf2e9ed17dd62fb73f78ce03bffa698.jpg

На самом деле все это очень важные православные даты, наполненные глубоким священным содержанием. И к продуктам питания, имеющем несколько опосредованное отношение. Но так уж сложилось, что приходятся они на август, месяц урожайный. Вот милая составляющая, связанная с освещением меда, яблок, орехов, для многих, не слишком воцерковленных людей, выходит на первый план, прикрывая собой основное.

Это явление из разряда прыжка в прорубь на Крещение с твердым убеждением, что именно так смываются все грехи. Или, скажем, сведение сути упомянутых выше праздников к присказке: «Спас, готовь варежки про запас».

Но само по себе прижившееся название «Спас» замечательно. Так называют Иисуса Христа, Спасителя нашего. От Спаса веет многовековой православной мудростью и надеждой на избавление от вечных мук. Так что, для начала, разумеется, ничего страшного, если поводом заглянуть в храм станет желание освятить крынку меда или яблоки, хотя бы даже и потому, что «так бабушка делала».

25e74fd87993b461376bd0be80a0d7de.jpg

Но и знать истинное содержание праздника, понятно, совсем не лишне. А доброму и прилежному христианину, так и обязательно.
14 августа – день, когда надлежит вспоминать Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. К нам этот праздник пришел из Византии.

В давние времена там стали обходить с крестным ходом улицы и площади Царьграда, ставя заслон крадущейся пагубе. Под пагубой понимались, прежде всего, болезни. Крест, с частицей того самого, Голгофского Креста, пронеся по Царьграду, полагали на престоле главного храма города – Святой Софии. В этот день проводилось, как  и сейчас проводится, водосвятие. На Руси праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста появился в XV веке.

4f073b436152ea88351b695c904fe0b5.jpg

Но откуда взялось название Спас? А это от второго церковного события, отмечаемого 14 августа – Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Речь идет о чудесных знамениях, явленных соответствующими иконами, что помогло в XII веке византийскому императору Мануилу одолеть сарацинские войска, а русскому князю Андрею Боголюбскому – булгар.  

Кроме того, 14 августа называют еще и Маккавеем. Созвучие слов и период, на который приходится праздник, дали в результате еще один вариант «Спаса». А именно – «маковый Спас». В этот день некоторые хозяйки стараются напечь пирогов с маком. Что, конечно, отлично, но не в том суть. Маккавеи – ветхозаветные мученики, пострадавшие за веру. Их память почитается 14 августа…

8057a4df01209db0e3887568af78035b.jpg

Словом, упомянутый день полон христианских смыслов. Учтите, здесь, тут все изложено крайне поверхностно, бегло. Оставлен еще огромный простор для глубокого изучения каждого из упомянутых праздников. Похода в церковь – само собой. Ну и мед, конечно, можно освятить, почему нет… Помня при этом, что главное – молитва искренняя и сладостная, покаяние, чистота помыслов, обращение к Господу нашему.

О следующем «Спасе», на этот раз, яблочном, приходящемся на 19 августа и, на самом деле, являющемся праздником Преображения Господня, поговорим чуть позже. Ближе к дате.  

3166d428c32b68182726bfdfd136ee80.jpg


Монах: «Хорошо вам, можете верить в Бога, а я вот нет…»

3cdacae73c12889c52b8b09fe98b2e30.jpg

Господь так распорядился, что в последние пару лет я много ездил по России. Ну, возможно, много – это сильно сказано. Хотелось бы и больше, и дальше, и насыщенней. Но даже и путешествуя по регионам, соседним с Московской областью, жизни не хватит, чтобы все красоты и чудесные места посетить, исторические, духовные, необычные.

Чаще всего я колесил по российским просторам с кумом моим Андреем. Правда, изначально он кумом не был еще, просто другом и соратником, это потом уж у него родился мой крестник Федор. Так вот, выбрались мы как-то с короткой двухдневной экспедицией в Оптину пустынь и места к ней прилегающие. Что место это выдающееся, одна из духовных твердынь земли русской, и говорить нечего, о том более умелыми рассказчиками и моральными авторитетами давно все сказано.

А рядом с монастырем, известное дело, небольшой, но богатый своей воинской славой Козельск расположен. Там сейчас дислоцируется 28 гвардейская дивизия ракетных войск стратегического назначения с замечательным, хотя и страшным девизом «После нас тишина». Живо представляешь сразу, что соседство такое не случайно. Вместе находятся духовный щит России и ее земная, вполне материальная защита.

fba93899835f3d90b183a77cad1453b0.jpg

Но тут я хочу говорить о другом. Когда уже мы побывали в обители, прогостили в Козельске, на обратной дороге нам встретился монах. Скромно голосовал на обочине, просил подвезти. А мы-то на машине, конечно, взяли святого отца, помнится, ему надо было до Белева доехать. Хотя, дальше он держал путь в Орел, если не ошибаюсь.

Интереснейшая это получилась встреча. Отец Иаков, как оказалось, вот так же на попутках добрался в Оптину пустынь из Республики Коми. Где-то там в тайге, вдали от людей в скиту живет старец, а отец Иаков, стало быть, помогает ему в служение и по хозяйству, такое дано ему послушание. По сути дела, самое настоящее отшельничье житье. Послушали бы вы как наш попутчик рассказывал о диких зверях, что заходят к монахам – никакой программы «В мире животных» не надо. Выяснилось, что старец в какой-то момент сказал отцу Иакову, мол, он сам тут справится, а тому надо домой идти, брат у него в Орле разводиться собрался и развенчиваться. Допустить этого нельзя. Как старец о этом узнал, то ему ведомо.

Раз есть благословение, монах отправился в путь. Из вещей – ничего ровным счетом. Паспорта нет, отец Иаков его не признает, считает, что там код антихриста содержится. В кармане только леска с рыболовным крючком. «А мне много ли надо? – рассказывал отец Иаков, - У реки сяду или у озера, пару рыбешек поймаю, на костре зажарю. И люди добрые помогают. Да! Мне же братья в Оптиной пустыни гостинцев надавали, ой-ой-ой сколько». Оказалось, это бутылочка монастырского кваса и какие-то немудренные прянички. Настоял, чтобы мы попробовали. А мы, понятно, своими дорожными запасами поделились.

b3c032894e4c2a68adf24d7b711435bf.jpg

Время от времени отец Иаков молился, за нас, Рабов Божьих, просил Господа покровительствовать в пути. Абсолютно был уверен, между прочим, что путешествие пройдет без сучка и задоринки. Так и вышло, кстати. А еще рассказывал о себе. Совсем не старый, кстати, здоровенный, под два метра роста, в простейшем монашеском одеяние, в кирзовых грубых сапогах. Помотала его жизнь в свое время, в армии служил, потом в 90-е годы попал в шайку… В бандитской разборке погибнуть должен был, но чудом выжил и пообещал Богу оставшуюся свою жизнь посветить служению и молитве.

Если мы по дороге в какой храм заезжали или монастырь, где отреставрированные и красивущие, где почти разрушенные и требующие ухода, наш спутник первым делом отправлялся на могилы священнослужителей, что там покоятся. Молился.
Замечательную фразу он нам сказал в какой-то момент... Вздохнул так и говорит: «Хорошо вам, ребята, вы же в Бога можете верить, а я вот нет». Понятно, мы недоуменно переглянулись. А отец Иаков и продолжал: «Я верить не могу, я ведь точно знаю, что он есть». Вот она разница – верить и знать наверняка.

Довезли его до трассы, очень тепло попрощались. Не успели оглянуться, а уж и нет его. Попутная машина подобрала, видно.

11275d76783fcaf37c8fc52ab0c82fd6.jpg
А что у нас нового...

Чернобыльская трагедия в святынях

Поминальный обряд: покойников кормить не надо

7 апреля. Благовещение

c5f91c6727e1494d1b1a36dd629a8888.jpg

7 апреля, наступает один из главных праздников христианства-Благовещение.

Празднуют в этот день начало освобождения человечества от власти греха и связанной с ним неизбежной смерти. Это один из наиболее важных (двунадесятых) праздников в Православии, стоящий в одном ряду с Пасхой, Рождеством и Преображением.

События Благовещения описаны единственным евангелистом — апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира:
« Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.» (Лк. 1:28-33)

Начиная по крайней мере со II века, Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы. Мария это «новая Ева». Иероним Лионский вывел сжатую формулу: «смерть — через Еву, жизнь — через Марию». Августин писал: «через женщину — смерть, и через женщину — жизнь».
Одна из самых красивых, а также наиболее прославленных в мире песен — Ave Maria — приурочена к Благовещению, это не что иное, как молитва Богоматери «Дево, радуйся!» , которая  возникла еще до начала деления православной религии на  католическую и православную.(очень красивая молитва,кстати.Ее можно услышать на Православных богослужениях)

3e031f552e229ec43bdb0433801d26c7.jpg

На Руси существуют определенные традиции и приметы,связанные с этим днем.
К примеру,в Благовещение принято отпускать на волю птиц. Это делается в напоминание о Благой вести и свободе, которые даны не только людям, но всему творению Божию. Да,следует отметить,что в этот праздник (если он не приходится на Страстную седмицу), наряду с праздником Входа Господня в Иерусалим, устав разрешает употребление в пищу рыбы, вина и елея,т.е можно немного ослабить пост.

В Благовещение, как и в любой другой большой церковный праздник, не следует заниматься тяжелым трудом или выполнять домашнюю работу. В этот день верующие посещают праздничное церковное богослужение, после чего проводят время с семьей. По возможности желательно в этот день никуда не уезжать из дома, отсрочив поездку хотя бы на один день. Не следует отправляться на охоту и убивать невинные Божьи творения.

Есть ряд народных примет,связанных с Благовещением. «Птица гнезда не вьет,девица косу не плетет»- одна из таких примет. Однако, церковь не поддерживает это мнение: конечно, причесываться и заплетать косу можно, просто не следует отдавать заботам о внешности чересчур много усилий. Лучше позаботиться о чистоте своей души и уделить немного больше времени молитве.

9040878efde53c58043f403239ba5389.jpg


Еще по этой теме Вы можете прочитать здесь:

О теле, душе и духе
Как вести себя в Православном Храме
На день Благовещения : изображение женщины и лилии в современной живописи - художник Вальтер Кран
Великий Пост
Вербное Воскресение

Постимся постом приятным

14 августа начнется Успенский пост. Он продлится две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы и по своей строгости приближается к Великому: продукты с содержанием молока, яиц и мяса в эти дни не вкушаются. Рыбу разрешено есть только 19 августа в день Преображения. Такие правила содержатся в Типиконе - Богослужебном Уставе Православной Церкви. Утвержден этот устав был для монашествующих, разработанного же свода правил для мирян нет, но они могут пользоваться нормами Типикона как примером. Многим эти правила кажутся непосильными, другие, наоборот, стремятся наложить на себя ограничения построже, а в итоге оказываются неспособны держать пост дальше. Знаю одну девушку, которая упала в обморок на Пасхальной службе и из-за плохого самочувствия  не смогла причаститься в этот самый важный для православного человека день. Именно поэтому священники просят своих прихожан оговорить с ними меру своего поста. Что делать, например, если не чувствуешь в себе сил соблюдать все предписания Устава? Не поститься совсем? Но пост может быть угоден Богу, даже если вы не выполнили в точности все предписания Типикона, но при этом отказали себе в чем-то любимом. Сыновья моего знакомого батюшки, подростки, не ели чипсы и не пили газировку – не потому, что в них содержалось что-то скоромное, а потому что это доставляло им слишком большое удовольствие. А еще одна прихожанка из их храма, будучи беременной, полностью отказалась в пост от социальных сетей, а в интернет заходила только в случае крайней необходимости. Потом она признавалась, что это было для нее тяжелее, чем не есть молочных и мясных продуктов. И если у кого-то возникает желание быть в пост причастным к церковной жизни и принести свою пусть маленькую, но жертву Богу, то, посоветовавшись со священником, он вполне может найти такой продукт или такую вещь, ограничив потребление которой, не нанесет вреда здоровью, но, возможно, поднимет душу на новую ступень духовного развития. И дай Бог всем желающим попоститься – сил, как физических, так и моральных!


ffce82bfadaa006b37276769aca40fe4.jpg

Монастыри Метеоры в Греции

Греция – страна  удивительная, наполненная духовностью, и верующему человеку легко найти здесь места,  посещение которых наполнит его душу ликованием. Одно из таких мест – монастыри Метеоры. Это второй по величине монастырский комплекс в Греции после Афона,  и с Святой горой они связаны неразрывной духовной связью: хотя первые отшельники начали селиться тут еще в десятом веке, именно афонский монах Афанасий задумал устроить хорошо организованную обитель. Он же по преданию и назвал это место «метеоры» , что означает «между небом и землей», «парящий в воздухе». Расположены метеоры в уникальном месте – на скалах, напоминающих каменные столбы. Ученые предполагают, что раньше это было дном доисторического моря, и подтверждением этому служат окаменевшие останки рыб, которые до сих пор находят на вершинах.  Скалы достигают в высоту более 600 метров, и долгое время отшельникам приходилось взбираться на них, рискуя сорваться вниз. Строительные материалы и прочие вещи поднимали наверх в сетках.  Только недавно к монастырям прорубили ступени, но подниматься все равно непросто. Считается, что на каждой ступени паломник оставляет по одному греху. На фреске XVI века видно, что монастыри раньше были на каждой скале. Словно свечи торчали они из земли и тянулись к небу, вознося молитвы Богу. Сейчас осталось только шесть действующих, насельников в них немного. Порядки строгие: мужчин в шортах и женщин с открытыми руками и ногами не пускают, но при входе раздают длинные юбки и брюки. С графиком работы монастырей лучше ознакомиться заранее, т.к. они открыты не каждый день. Когда находишься здесь, в одной из обителей, чувствуешь, что душа твоя становится чуть ближе к Богу и начинает парить вместе с этими скалами между небом и землей.
60a6d08f03f78734fdcdda58e625a8e2.jpeg90c474591d44f5b0446f50174eee59f7.jpeg

В начале было слово...

Вопрос о том, почему Церковь в богослужениях до сих пор использует церковнославянский язык, интересует многих людей. Действительно, он настолько сильно отличается от современного русского, что восприятие церковнославянских текстов, особенно на слух, для большинства верующих является затруднительным. А сложное и непонятное зачастую отталкивает человека, и не только от церкви. Оказывается, что проблема доступности богослужебных текстов поднималась еще в 19 веке. Святитель Феофан Затворник уже в то время писал, что большая часть песнопений непонятна, и неотложно необходим новый перевод. В начале 20 века работа по исправлению богослужебных книг была начата синодальной комиссией во главе с архиепископом Сергием Страгородским, но по понятным причинам не закончена. Эти труды были возобновлены только спустя сто лет. И первая, и нынешняя комиссия ставили своей целью исправление неточностей в старых переводах и прояснение труднодоступных мест с поиском более употребляемых эквивалентов не в русском языке, а всё в том же церковнославянском. Церковь, таким образом, по-прежнему мыслит именно этот язык  основным в литургической жизни. Более того, свою особую роль Церковь видит в распространении церковнославянского языка среди верующих, в его преподавании, подготовке пособий и грамматик. Безусловно, при восприятии текста на слух очень важно качество исполнения, а также акустические особенности каждого храма, и приходских священников уже неоднократно призывали уделить и этому внимание. Так зачем же Церковь поддерживает развитие «мертвого» языка, когда есть «живой» и современный? Не будем забывать, что церковнославянский никогда не употреблялся в разговорной речи, он всегда был сакральным, предназначенным только для Бога, языком. Используя его в богослужении, Церковь как бы отдает Богу – Богово.  Готовясь к важным мероприятиям, мы стараемся надеть нашу лучшую одежду, отказываемся от неуместного в данном случае жаргона и сленга. Подобно этому и Церковь перед каждой встречей с Богом «одевается» в нарядные, возвышенные слова, очищенные от быта и обыденности. Кроме того, она словно охраняет ту незримую духовную связь, которая возникает между нами и нашими предками, когда мы молимся теми же словами, что и они. Ведь тексты молитв, написанные много веков назад, обладают совершенно уникальной духовной силой. Слово, произнесенное и прочувствованное миллионами людей, от века к веку наполняется всё большей благодатью. Через слова молитва соединяет нас с Богом, ведь мы знаем, что Слово и было Бог.

35424adffd5754da4b7f3b1860e0b35b.jpeg

Духовность в Греции

В Греции почти в каждом поселении есть церковь. Зачастую она становится центром жизни всего города: рядом расположена площадь, банкоматы, бегают дети, продают мороженое и готовят кукурузу на гриле. По праздникам, обнявшись, танцуют сертаки. А в двух шагах – вход в храм. Он открыт допоздна, свечи все берут сами, кинув одно-два евро в церковный ящик. Часто слышны песнопения – это священнослужители ставят аудиодиски, чтобы в доме Божьем никогда не смолкала молитва. Духовное здесь тесно переплетается с обыденным, сакральное – с мирским. Для греков Бог – неотъемлемая часть их повседневной жизни. Его присутствие ощущается везде, на Его помощь рассчитывают даже в самых обычных делах. Моряки на острове Корфу никогда не уйдут в море, не приложившись к мощам святителя Спиридона Тримифунтского. Вернувшись –  пустые или с уловом – снова зайдут в храм с благодарственными молитвами. Женщины, торопясь за покупками или по делам, всегда найдут время, чтобы поставить свечу за здравие родных. Священники в Греции – уважаемые фигуры, к их советам прислушиваются и не начинают ничего нового без их благословения. Большинство пар по-прежнему венчается, хотя это уже давно не является обязательным условием для регистрации брака. На дорогах часто можно встретить крошечные часовенки, и это не обязательно потому, что в этом месте кто-то погиб. Такие часовни можно купить в магазине, и по согласованию с властями установить в любом месте, даже у себя во дворе, в качестве благодарности Богу или с просьбой о чем-то. В каждом магазине или лавке обязательно будут висеть иконы, чтобы бизнес шел лучше. Вот так церковное пространство выходит за пределы храма. Оно соединяется с улицей, домом, природой, и наполняет Грецию и его жителей совершенно особой, уникальной духовностью.
b369a8721aa1f5384d8c229cb5fcba8a.jpeg

012052fa9432b0da58581315e2274c2e.jpeg

Храмы Чернобыля

26 апреля наступает 30-я годовщина со дня страшной аварии, произошедшей на Чернобыльской АЭС. Любопытно узнать, как все эти годы развивалась духовная жизнь зоны отчуждения. В настоящий момент без значительных разрушений в Чернобыле сохранилось только три Храма. Но действующим и посещаемым прихожанами пока является только один – Свято-Ильинский Храм.

Вокруг пустующего Храма Казанской иконы Богородицы на 30 км нет ни одной живой души. Хотя уровень радиации там сейчас ниже, чем в Киеве. Раньше этот Храм был монастырем. И настоятель Свято-Ильинского Храма Николай не теряет надежды, что когда-нибудь туда вернутся люди.

Церковь Архистратига Михаила находится  в заброшенном селе Красно в трех километрах от реактора. Она  построена около 200 лет назад и чудом сохранилась до наших дней. В послеаварийный период  церковь подвергалась мародерству. Роспись на стенах церкви практически уничтожена, иконостас разбит и разграблен. Но в последние годы, силами отца Николая, выполняются ремонтные работы в церкви. Удивительно то, что около церкви на улице, уровень радиации в четыре раза превышает предельно допустимый.  А вот внутри церкви дозиметр показывает норму. Вот такие чудеса!

7c2f1e7134776185b9f0ddcc48e47c0f.jpg

Ну а 2 августа, в праздник пророка Илии ежегодно Чернобыль оживает. В Свято-Ильинском храме с 8:00 начинается праздничная служба. Паломники и бывшие чернобыльцы  приезжают сюда с детьми. Именно здесь крестят своих детей, несмотря на закрытость территории. Каждый год они приезжают на храмовый праздник, чтобы исповедаться и причаститься. Радиации здесь не боятся — освященную воду в бутылках увозят с собой. Ильинский храм для чернобыльцев — особое место.
"Когда в 1937 году коммунисты хотели взорвать храм, жители зашли внутрь, легли на пол и сказали: "Взрывайте вместе с нами". Те стали взрывать, а храм стоит — не берет его взрывчатка. Дело все в том, что цемент был изготовлен по древней технологии — на куриных яйцах. Они добавлялись в цементный раствор при строительстве — яйца его очень укрепляли. Потому, когда храм пытались взорвать, у них ничего не получилось. Храм построен в 1779 году, но считается, что он здесь стоял столько, сколько существует Чернобыль — более 800 лет. Кстати, когда был взрыв на ЧАЭС, на территории Ильинского храма убийственного радиационного фона не было. Такое вот было чудо после молитв верующих" - рассказывают очевидцы.
22b8d8837076209e625c67b26c2eb928.jpg

В 1986 году батюшку-настоятеля эвакуировали вместе со всеми. Только люди все равно возвращались. А некоторые вообще отсюда не уезжали, несмотря на запреты. Так собственно и появился у Свято-Ильинского собора новый батюшка. Николай Якушин под любым предлогом старался сюда вернуться. Каждый год он наблюдал, как храм все больше рассыпается, кресты покосились, крыша течет. И решил восстанавливать Храм своими силами. Когда обратился к митрополия, ему сказали: в Чернобыле служить боятся, не хотите ли вы принять сан? Он согласился, забрал жену с детьми и вернулся домой. Местные жители во всем им помогали. И сейчас храм прекрасен и живет очень насыщенной жизнью. Ежегодно, в день произошедшей аварии колокола начинают звонить столько раз, сколько лет прошло с этого страшного дня. В этом году жители Чернобыля услышат уже 30 колокольных ударов.

d121d3be35757bcf1d031fb5f98cd6c2.jpg

Главной святыней этого храма является икона «Чернобыльский спас». А вообще, во многих православных храмах появились иконы, посвященные произошедшей трагедии. Истории написания этих святынь я расскажу вам в следующей статье.

ссылки по теме:  
Здоровый свет