Восприятие реальности и реальность восприятия

Так назывался третий семинар из цикла «Диалоги о душе» - уникального психопросветительского проекта, идейным руководителем и организатором которого  выступает Университетская клиника психиатрии РНИМУ имени Н.И. Пирогова при поддержке Центра душевного здоровья «Альтер».
На этот раз встреча москвичей, интересующихся тайнами психики, со специалистами в этой области состоялась в музее Н.В. Гоголя (напомним читателям, что каждое занятие проводится в одном из музеев столицы). По сложившейся традиции (как, собственно, и было задумано организаторами) встреча имела интерактивный формат, и любой слушатель мог активно взаимодействовать со спикерами. В зале на втором этаже дома великого писателя были заняты все места. Среди пришедших мы увидели много уже знакомых по прошлым семинарам лиц (и это подтверждает нужность проекта и правильно выбранную форму подачи материала – ведь на ненужное, скучное или «заумное» в следующий раз не пойдешь), но аудитория пополнилась и новыми участниками. И все с нетерпением ждали начала лекции - ведь анонс к ней интриговал! В нем было сказано, что речь пойдет о биологических, нейрофизиологических и психологических аспектах таких значимых психических функций, как ощущения, восприятия и представления; обещались ответы на вопросы: «Всегда ли телесные ощущения указывают на соматическую болезнь?»; «Что такое сенестопатии?»; «Как люди отражают в своем сознании окружающую действительность?»; «Насколько субъективные образы отличаются от объективной реальности и что же такое «объективная реальность»?»; «Каков механизм происхождения  иллюзий и всегда ли ложное восприятие — патология?»; «Какова разница между галлюцинациями и псевдогаллюцинациями?». Конечно, в статье мы не сможем удовлетворить читательский интерес полностью, но хотя бы немного приоткроем тайну реальности.  

«Все меня хорошо видят и слышат? - начал неизменный спикер семинаров, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, д.м.н. Андрей Аркадьевич Шмилович и первыми же фразами моментально «включил» слушателей. -  Каждый уверен, что сосед видит и слышит то же, что и он сам? Есть ли среди вас те, кто сомневается в том, что я есть? Сомневается хотя бы на одну сотую процента?». Над залом пронесся гул недоумения – уж слишком неожиданными, выбивающими почву из-под ног были вопросы. «Теперь уже да…» - донеслось с первых рядов спустя несколько секунд. «Вот поэтому я, как врач-психиатр с двадцатилетним стажем, рекомендую все, что вы видите и слышите, подвергать хотя бы минимальной толике сомнения», -  заключил лектор. Слушателей охватило легкое ощущение сюрреализма – ведь и правда, задумавшись, каждый понимал, что реальность эфемерна и ее границы очень просто могут оказаться размытыми.

С разговора о многоэтапном процессе отражения действительности в сознании, по-научному называющемся «перцепцией», и его составляющих – ощущения, восприятия и представления  – и начался семинар.
Слушатели узнали, что помимо перцепции человек владеет и  психосенсорным синтезом, позволяющим соотносить новую информацию с воспоминаниями, а также о том, что в перцепции, как и в других процессах психики, случаются расстройства и патологии.
Перечислим лишь некоторые расстройства из области ощущений (отражение в сознании отдельных свойств предметов и явлений окружающей действительности): аналгезия – уменьшение порога чувствительности – и противоположность этому гиперэстезия – повышенная чувствительность к раздражителям органов чувств; парестезия – ощущение «мурашек» в том или ином анализаторе; сенестопатия - исключительно психопатологическое расстройство, которое проявляются различными неопределенными, тягостными, неприятными, навязчивыми, трудно локализуемыми ощущениями, не имеющими физиологической причины.
Разница между психопатологией и нормой заключаются в том, что при патологии ощущения возникают спонтанно и беспричинно, оставаясь стойкими, неизменными, невзирая на принимаемые меры. При сенестопатии, например, неприятное ощущение может мигрировать или разрастаться - часто пациенты описывают, как, будучи поначалу размером с пятирублевую монету, оно расплывается по организму словно нефтяное пятно.
При этом на обязательный при диагностировании симптомов вопрос: «Откуда у вас эти ощущения появились?», - здоровый  человек отвечает спокойно, пытаясь определить причину, нездоровый же использует типичные фразы типа «вы врач, вы и отвечайте» или же теряет логику в своих рассуждениях. В пример А.А. Шмилович привел некую свою пациентку, считавшую причиной своей болезни кошку. И эта женщина, по словам лектора, настолько убедительно пошагово выстраивала логическую цепочку доказательств, что далеко не каждый человек нашел бы в них подвох. Поэтому часто люди не замечают зачатки расстройств у родных, которые, не будучи замеченными, увы, прогрессируют.
К области восприятия (отражение в сознании образов действительности со всеми их свойствами и признаками) относятся иллюзорные расстройства (иллюзия - искажение восприятия реально существующих предметов и явлений) подразделяемые на зрительные, голосовые и аффектные.
Зрительным иллюзиям больше всего подвержены дети (т.к. их воображение богато, а психика подвижна), а также люди с творческим складом ума, впрочем, и остальным смертным это не чуждо. Мы все убедились в этом, когда Андрей Аркадьевич начал смачно описывать желтый, спелый, сочный лимон, лежащий на столе в лучах жаркого солнца, от которого отрезают дольку и кладут в высокий прозрачный стакан с кусочками льда. Большинство присутствующих «увидели» четкую картинку этого летнего натюрморта и почувствовали жажду. Однако это все «семечки» по сравнению с самыми мощными – аффектными – иллюзиями, вызванными  эмоциональным состоянием, например, таким, как страх или любовь…  
Каждому из нас знакома ситуация, когда, влюбляясь, наши друзья или же мы сами надевали «розовые очки» - видели объект симпатии идеальным. А по мере ослабления чувства спадала и эта пелена… К еще бОльшим аффектным иллюзиям может привести состояние страха, считает лектор, объясняя это тем, что мы рождаемся со страхом, и эти глубинные переживания остаются с нами навсегда, подавляя подчас все остальное, в том числе, любовь.


c63fe07228401125ff24ac00c0d21269.jpg


В отличие от иллюзий, галлюцинация - не искаженное восприятие реально существующего, а ложное восприятие отсутствующих в реальности субъектов, возникающее на фоне различных психических расстройств или проблем с органами чувств. Галлюцинации бывают вкусовые, тактильные, зрительные, обонятельные и т.п., то есть  человек может видеть, слышать или даже ощущать и осязать предмет, которого в данный момент нет рядом с ним или которого не существует вовсе.
Подводя итоги, можно сказать, что нормальное восприятие чаще всего  предсказуемо и логично; мультисенсорно  - использует большинство анализаторов; дает полную интеграцию объекта и обстановки. Патологическое же восприятие неожиданно; используется один анализатор (а если несколько, то ощущения противоречат друг другу); объект противоречит остальному окружению (то есть если вы сомневаетесь в реальности происходящего, например, видите бегущего по улице слона, то посмотрите на реакцию окружающих – если слон и правда бежит, то  наверняка его заметите не только вы).

Расстройства представления (представление - воспроизведение в сознании образов, которых в этот момент нет в поле зрения восприятия органов чувств) называют еще псевдогаллюцинациями, и их наличие говорит о существовании у человека серьезных психических расстройств.
Сущность данных явлений заключается в беспричинном появлении сфальсифицированных сознанием образов. Данные образы отличаются от классических галлюцинаций прежде всего тем, что при воспроизведении их в сознании не задействованы органы чувств, т.к.  чаще всего проецируются внутри организма больного (голоса в голове, «червяки ползают под кожей») и имеют более субъективную окраску. Эти образы отличаются навязчивостью, чувством «сделанности», навязанности, насильственности и мало зависят от мыслей и желаний человека. Они зачастую носят угрожающий или обвиняющий характер. Кроме того, псевдогаллюцинации всегда несут какую-то новизну, что говорит о прогрессировании заболевания.
Лучшими работами о данном явлении считаются исследования известного российского психиатра В.Х. Кандинского (1849 – 1889). Особый интерес представляет тот парадоксальный факт, что в монографии о псевдогаллюцинациях Кандинский-ученый использует собственный опыт – опыт Кандинского-пациента, полученный вследствие переживания различных болезненных состояний, а также описывает поиск путей выхода из них (а для усиления яркости псевдогаллюцинаций он употребляет настойку опия, которая на тот момент была в свободном доступе). Конечно же, Виктор Хрисанфович долгое время скрывал этот факт от коллег врачей, и даже выдумал больного, с которым якобы проводил беседы. Однако в итоге Кандинский-врач и Кандинский-пациент так и не нашли общий язык – во время одного из психотических приступов болезни  Виктор Хрисанвович покончил с собой путем передозировки опием.


6738e0aa4aa8070090e0ded809230c32.jpg


***
По задумке организаторов семинар предлагает взглянуть на проблему с двух точек зрения - психиатрии и психоанализа, поэтому  вторым спикером выступил психоаналитик Олег Владимирович Гальченко. Он сделал акцент на теориях основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, в которых основное внимание уделяется бессознательной стороне психики, и подкрепил сказанное примерами из собственной практики. Вот один из них. Молодой мужчина пришел на прием после разрыва с женой и пожаловался на то, что его никто кроме нее не устраивает, но и с ней он тоже не может сосуществовать, так как она постоянно «пилит» его за вредные привычки. В процессе работы с психоаналитиком выяснилось, что на самом деле именно это муж любил в супруге – эту ее вспыльчивость и склонность к нравоучениям - только сам этого не понимал. Данный пример, по мнению лектора, наглядно показывает, что наше восприятие реальности регулярно дает сбои даже в бытовом плане, и даже без видимых на то причин или заболеваний, - стоит только глубже копнуть и разобраться в причинно-следственной связи, желательно, конечно, со специалистом.

***
Прогрессирование болезней восприятия реальности спикеры предложили проследить на примере гениального русского композитора Скрябина. Становление его личности условно можно разделить на четыре этапа, в которых развитие его таланта, его гениальности идут рука об руку с болезнью.
Специалисты считают, что начало болезни в какой-то степени помогло выбраться  его гениальности из «заточения». От рождения Скрябин отличался  хрупким здоровьем. В 12 лет он перенес корь и, по мнению врача, чудом выжил. Был бледен, невысок, худ и часто жаловался на головные боли. Взрослея, оставался очень инфантильным и наивным, чем поражал свое окружение. Очень рано начал проявлять талант, но при этом близкие наблюдали, что он порой абсолютно теряет чувство реальности и начинает на полном серьезе верить в свои мечты и выдумки.


e10688f5482bcf7328af3d80daf3b6aa.jpg


Расцвет гения совпадает с «расцветом» у него аффективных расстройств - биполярные настроения, крайне быстро переходящие от восторга к агрессии, создают нестабильность психики, что сказывается на творчестве. В этот период композитор пишет известную 3-ю сонату для фортепиано, которую называет «Биография духа».
Пик гениальности приходится на разгар болезни. Скрябин испытывает тяжелейший психоз на протяжении 5-7  последних лет своей жизни. Начинается бред реформаторства, религиозный бред, он мнит себя создателем нового Евангелие и проповедует новые пути. Становится невыносим, но его произведения при этом зашкаливают экспрессивностью и яркостью.
Умирает Скрябин без жертвенности и драмы: неудачно выдавленный фурункул вызвал сепсис, от которого гений и скончался, оставив после себя много гениальных произведений и споров.
***
Да… На этом занятии, как, впрочем, и на всех других из этого цикла,  каждый слушатель не только обогатился новыми знаниями, но и смог  приоткрыть для себя свой собственный «шкаф со скелетом».
Яна Крылова
Здоровый свет